Последствия разлива примерно 3 тысяч тонн мазута в Керченском проливе будут достаточно тяжелыми. Мазут по плотности близок к воде - порядка 0,8-1 г на кубический сантиметр, а значит, часть его останется на поверхности, часть постепенно осядет на дно, откуда будет подниматься во время очередных штормов.

Оперативно пятно мазута не удалось оградить и собрать, плюс шторм - значит, он в виде взвеси и мелких капель будет распространяться достаточно далеко. Пока он дошел до Витязево на юг, но скорее всего, вся береговая линия до Новороссийска или даже до Геленджика будет в той или иной степени загрязнена.

Это создает угрозу не только для пляжного сезона, но и для экосистемы. Рыба будет забивать взвесью мазута жабры, птицы и дельфины будут питаться этой рыбой, что по понятным причинам, на их здоровье отразится в худшую сторону. Для птиц дополнительная угроза - это потеря свойств пуха, поэтому вымазанная в мазуте птица не может летать и быстро замерзает.

Из хороших новостей только то, что года за два-три микроорганизмы сумеют переработать этот мазут и постепенно очистить акваторию. Но береговую линию придется чистить механически. Это небыстро и надолго, так как мазут будет постоянно прибывать с каждым новым штормом.

* * *

У катастрофы в Керченском проливе есть одна не слишком очевидная особенность.

Катастрофа произошла с танкерами, которые фактически не могли разгрузиться, а потому стояли на якорной стоянке - как минимум месяц. Один из танкеров точно стоял на ней с октября. Это означает, что проблема носит характер системной - разгружать особо некуда. Танкеры в таких ситуациях могут выполнять роль хранилищ, но по понятным причинам это решение временное, так как их мощности тоже ограничены, а потому и пришлось вытаскивать старые и откровенно непригодные к морской "передержке" мазута суда.

Проблема здесь в том, что мазут - один из побочных продуктов переработки нефти. Причем чем ниже технологичность переработки (то есть, ее "глубина"), тем больше выход мазута. Это одна из хронических проблем как советской, так и российской переработки. Решалась она отправкой избыточных объемов на экспорт и использованием в печах ТЭС, благо страна северная, холодно 7-8, а то и 9 месяцев в году. Цена особого значения не имела, так как важнее освободить хранилища под следующие партии мазута. Если они переполнятся - переработка встанет, не выливать же мазут на землю.

Решение очевидно - повышать технологичность переработки, снижая выход мазутов, увеличивая выход легких фракций. Ну, и находить применение мазутным массам внутри страны не только в качестве топлива - развивать асфальтовые производства, строить опережающими темпами дороги и так далее.

Проблема в том, что сейчас страна занята взятием очередного Покровска, после которого нужно будет брать еще очень много разных других поселков, сараев и хатынок. Чтобы выйти на трассу до Берлина и Парижа и барть уже их, попутно наваливая врагу "Орешниками", "Кокошниками" и прочими чудесами сумрачного гения. Не до развития страны, как понимаете. Ну, а эти упражнения уже привели к санкциям и глубоким структурным перекосам в экономике под лозунгом "все для фронта". И все предыдущие решения - они сегодня глубоко второстепенные. Поэтому про технологичность можно забывать. Про строительство инфраструктуры и экспорт в прежних объемах - тоже.

На выходе мы имеем переполненные хранилища, и особо девать продукт в них некуда. Поэтому и старые ржавые танкеры, которые находят и вытаскивают на рейд. Ну, а тут бывают и штормы, к которым эти суда просто не приспособлены. Круг замкнулся, и теперь этот круг прибивает грязной жижей по побережью.

Но проблема-то никуда не девается. Мазут-то нужно куда-то девать и пристраивать. Поэтому на самом деле ничего не меняется. Эта катастрофа - случайность, но случайность системная.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены