После конца режима© пышно расцветет жанр воспоминаний чиновников, пресс-секретарей и госжурналистов, как им приходилось охреневать, а потом расхлебывать выходки своего босса (такой жанр появился после Ельцина, но тут будет побогаче и пострашнее).
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БАУНОВЫМ АЛЕКСНАНДРОМ ГЕРМАНОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БАУНОВА АЛЕКСАНДРА ГЕРМАНОВИЧА.
Например, будут рассказывать, как все охренели, а потом расхлебывали, когда начальник вдруг заговорил, что Польша вынудила Гитлера напасть и в сущности сама виновата, и что совсем не случайно он с нее и начал. И как потом пришлось под это подстраиваться в заявлениях и учебных программах, и одновременно (это же после конца) всё это безобразие улаживать, сглаживать и стараться не замечать. Хотя не заметить трудно — это ж не одна оговорка, а целая стройная система в подробном изложении.
"Гитлер упрашивал их отдать мирно – поляки отказались", "Польша вынудила, Гитлеру ничего не оставалось", "Польша сама стала жертвой той политики, которую проводила", "Россия (по пакту Молотова-Риббентропа) вернула свои исторические территории", "Польша получила исконно германские территории", "ей опять вернули выход к балтийскому морю, Данциг, который стал называться по-польски Гданьском", ну и сами поляки, которые всё интервью вечно кого-то ополячивают.
Всё это не имеет прецедентов в российском и советском политическом языке за исключением короткого периода сближения СССР с Гитлером.
Но ведь риторические сближение с крайне-правыми диктатурами старой Европы сейчас и происходит. Жалобы на Запад, англосаксов, либеральное разложение, несправедливый мировой порядок, борьба с безнравственностью, моральным упадком и дегенеративным искусством, маскулинный традиционализм, культ воинов и великих предков характерны для ультра-правых европейских диктатур, и самих Германии и Италии, и их поклонников в версиях помягче, вроде Франко, Салазара и греческих полковников. Даже антикоммунистический компонент есть (Ленин, на пустом месте создающий Украину и надеюляющий ее правом выхода после того, как в вагоне австрийского генштаба приехал разваливать страну).
Причины такого выступления понятны.
1. Если сам ведешь агрессивную войну, тянет поискать справедливые резоны в поведении других агрессоров.
2. Очень типично для российского режима зеркалить движения противников, в данном случае поляков: обвиняете, что СССР вместе с Гитлером развязал Вторую мировую, кто как обзывается, тот сам так называется, вы с ним ее и развязали.
3. Общая пацанская, дворовая культура, склонная оправдывать агрессию неуступчивостью жертвы (мог бы мелочь отдать) и переносить вину с насильника на жертву ("а что она так оделась", "а что он так на меня смотрел").
4. Эстетические симпатии многих российских мужчин среднего и старшего возраста к фашизму, с которыми, думаю большинство так или иначе сталкивалось. Для носителей таких симпатий нацистская Германия, безусловно — враг, страшный и заслуженно побежденный, но, в отличие от "англо-саксов", враг прямой, открытый, и поэтому по-своему благородный, к тому же притягательный своей мощью, порядком, оружием, формой, Рифеншталью, сочетанием эффективной государственной машины и высоких, пусть и ложных, идеалов, не вот этот весь капитализм.
Отсюда один шаг до некоторого сожаления, что такая красота погибла зазря, а могла бы послужить чему-то хорошему. К этому образу мыслей эту категорию подталкивал и официальный антиамериканизм и полуофициальный антисемитизм СССР, а также травма распада Союза, породившая своего рода вневременную солидарность проигравших. Опять же битый враг, в отличие от еще не битого, не вызывает такого кипения желчи.
5. Отсюда известный феномен популярности Штирлица — нашего человека в нацистской форме, окруженного сложными, не схематичными нацистами, которых, кажется. немного переделать, и они с нами могли бы заняться чем-нибудь полезным, той же борьбой с Западом — тем более, что главный грех нацистов в "Семнадцати мгновениях" — их попытка договориться с Западом и ускользнуть от разгрома нами. Отсюда же легкие, едва слышные позднесоветские и постперестроечные разговорчики, о том, что главная ошибка Гитлера, что пошел против СССР, а если б не пошел, в интересном бы мы жили мире, давшие в том числе антиутопический мир Сорокина в "Голубом сале" и массу альтернативно-исторической беллетристики (впрочем, не только у нас).
6. Знакомство с источниками, которым явно увлекся Путин ("я видел документы") приводит к релятивизации большой картины. То что с расстояния кажется борьбой против абсолютного зла, в документах (тех же посольских депешах), да и просто газетах того времени выглядит как текущая геополитика, ну а где текущая геополитика, там и размен Данцигского коридора уместен, и "Польша вынудила".
За этим перечислением причин не стоит упускать вот этого взятого рубежа, он поразителен.
Официальная Германия упорно настаивает на том, что она одна виновата в развязывании Второй Мировой войны и не принимает предложений от посткоммунистических стран добавить к своей вине советскую. Зато руководитель России, страны бесконечно пострадавшей от нацизма, где готовы искать его оправдание даже в фотографиях на нумизматических сайтах, никогда еще со времен кратковременной и не очень искренней дружбы СССР с Германией в 1939-1941 гг. не проявлял такого понимания мотивов нацистского руководства и не подстилал ему соломку разделенной с другими ответственности.
! Орфография и стилистика автора сохранены