Считается, что новый год и елку отменили большевики. Они же потом и ввели. Это так, да совсем не так: отменяли несколько раз, и первыми как раз были не большевики, а "Романовы". Елка пала жертвой того же самого психоза, что и название "Санкт-Петербург", и немецкие булочные.

Что очень странно: Россия воевала много с кем, но в салонах условной Анны Павловны Шерер продолжали говорить по-французски и при вторжении Наполеона. После Крымской войны тоже, вроде, особого кэнселинга не наблюдалось. А вот в 1914-м, похоже, кукушечка у очень многих съехала напрочь. Лишнее свидетельство тому - виденные когда-то на выставке ювелирные поделки от Фаберже, посвященные тогдашним политическим раскладам, в том числе даже карикатуры в камне! Выглядело это, конечно, кошмарно.

Так вот, вместе с этим всеобщим помешательством и кэнселингом случились и акты того, что называется на международном языке геноцидом: немецких колонистов стали переселять в Сибирь. Делалось оно, конечно, без сталинских ужасов - но делалось, у Сталина были учителя, т.н. "Романовы".

Ну, и что касается нового года и традиций, то тут за работу взялся "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем". И взялся, судя по всему, жестко - хотя вряд ли традиция была выведена на сто процентов, все-таки людям этот праздник нравится.

А что большевики? А они праздник первоначально... восстановили! Правда, новостильный. И, разумеется, светский, а не Рождество под елкой.

Уж очень хорошо это ложилось на идею мира без аннексий и контрибуций. Ну, про Ленина в качестве Деда Мороза - правда, без традиционного костюма - слышали, полагаю, все. И похоже, что это было не просто какое-то его пожелание, а вполне политическая акция: есть новый режим - и вот сейчас оно будет так, а не как при "Романовых"!

А вот дальше, после смерти Ленина, ситуация с праздником стала меняться. Не то чтобы его совсем запретили - нет. Но сперва попытались действовать по формуле "Если нельзя запретить, то надо возглавить", проводили жутко бюрократически заорганизованные "красные елки". Потом не то чтобы совсем запретили и стали сажать, но...

Нужно сказать, что на тот момент верх взяли предшественники нынешних "научнокартинников", причем куда более вульгарные, чем нынешние. Те самые, о которых с таким неприятием писал в свое время Корней Чуковский. И вот для них-то это было ножом острым: как, детей учат верить в сказки, в Деда Мороза?! Это буржуазный/поповский обман! В общем, постарались закэнселить новый год заново.

Но вот к вопросу о том, что есть методы сопротивления куда более эффективные в тоталитарных обществах, чем выход на улицу. "Правда" могла писать что угодно, день мог быть каким угодно рабочим - но все равно ведь глубинный народ на это плевал. И тихонечко отмечал. И вот что угодно тут делай, как угодно к "святой науке" взывай.

И вот тогда заново победила формула "Не получается отменить - возглавим!" Возглавил новый всенародный праздник "милейший" человек Павел Постышев, в 1935-м - второй секретарь КП Украины. В общем, в декабре 1935-го он новогодний праздник и елку реабилитировал - сперва в Харькове. А далее праздник - уже официальный - распространился повсеместно. Впрочем, рабочим днем 1 января было до 1947-го.

О Постышеве надо сказать отдельно, ибо его пример - не в плане новогодних праздников - должен бы послужить наукой последующим поколениям. Но не служит, потому что история, видите ли, скучна, никто ее не учит, и все думают, что "так сойдет". А нет, не сойдет.

Он реабилитировал новый год, но вскоре, будучи уже переведенным в Куйбышевский обком ВКП(б), начал поиски "троцкистской пропаганды". Школьные тетради с якобы угадываемым портретом Троцкого. Спичечные этикетки. Даже колбаса, на срезе которой якобы проступила свастика.

Ну, мы же видим, как сегодня мужику, пришедшему на ивлеевкую вечеринку в носке на причинном месте, вменили "пропаганду ЛГБТ". Хотя где там они ее увидели? Уж скорее, это контрпропаганда, да еще и безграмотная.

Так вот, все эти поиски Постышева были бы смешны, когда бы не арестовывали пачками людей по совершенно вздорным обвинениям. И далеко не всех ждал ГУЛАГ. Сам Постышев заявлял: "Я предлагаю прокуратуре и НКВД посадить человек 200 торговых работников, судить их показательным судом и человек 20 расстрелять". Кончилось это всё для организатора террора довольно быстро: он сам попал в ту же яму, которую копал другим. В феврале 1938-го Постышев был арестован, дал признательные показания - наверняка под пытками - а через год расстреляли его самого.

Такая вот "новогодняя" история с моралью: дорогие дети, никогда не надо организовывать террор против людей!

А советская традиция празднования нового года постепенно оформлялась. Сталин ввел обращения в газетах, Брежнев в 1971-м - телеобращения. Бой курантов, салат оливье, традиционные фильмы ("Карнавальная ночь", "Ирония судьбы" и т.д.) И - красная звезда вместо Вифлеемской на елке. Разумеется, все это по замыслам организаторов должно было служить заменой Рождества. Но - не послужило. А потому что глубинный народ может быть каким угодно неверующим, но уж забыть о дате праздника... Да мало того, ведь есть еще и старый новый год, и традиция отмечать еще и его очень сильно распространилась в 70-х. Словом, больше праздников, хороших и разных. Главное, чтобы голова наутро не болела))

А что сейчас, есть какие-то новые тенденции? Думаю, да. Впрочем, тут люди поступают кто во что горазд. Кто-то соблюдает этот обычай: телевизор - обращение - куранты - гимн - шампанское. А кто-то - чаще, из тех, кто помоложе - нет. Да и телевизор не у всех имеется. У кого-то интерес к празднику так себе - потому что ведь есть же Рождество! А кто-то глушит телевизор и включает ельцинский гимн. Но, так или иначе, традиция, введенная первоначально немецкими протестантами, живет и здравствует. Это к вопросу о том, что, куда и как денется. И не только в плане праздников, хотя можно сказать и о них.

Можно сколько угодно запрещать такие "чуждые нам" праздники, как Валентинов день и Хэллоуин, и что? И ничего. И сердечки будут, и костюмчики. Будут они существовать тихо, без шума и без протестов - но все это вряд ли сойдет на нет. Как и новогодняя елка в свое время.

Егор Седов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены