Несколько слов о превращении Гавела в Павела, которое вчера высекло искру в стакане воды во время эфира с Алексеем Венедиктовым. Напомню, что широко цитируемый президент Чехии высказался в том духе, что, мол, русские в условиях войны требуют более пристального внимания спецслужб, а затем ни с того, ни с сего вдруг вспомнил об интернировании японцев в Америке в годы Второй мировой войны, причем в стилистике: "А у них в Америке вообще японцев линчуют".

Первая часть высказывания – трюизм, который не заслуживает того, чтобы тратить время на обсуждение. Вторая – неумный популизм, попытка ответить на формирующийся у части чешского общества ксенофобский запрос, причем как антирусский, так и антиукраинский. Конечно, хотелось бы, чтобы все президенты были умные и политкорректные, но некоторые из них – просто честные. 
 
Для чего Павел вытащил на свет Божий историю с интернированными в США в годы войны японцами, для меня остается загадкой. Мог бы вспомнить об интернированных во Франции немцах – вроде ближе и нагляднее. Эпизоду с японцами окончательная и справедливая оценка была действительно дана Верховным судом США, который признал эту практику неприемлемой, нарушающей фундаментальные права человека, и присудил оставшимся в живых крупные компенсации. Другое дело, что справедливость эта догнала немногих и почти полвека спустя после окончания войны.

В целом позиция ЕС в этом вопросе пока, к счастью, однозначна, и любая дискриминация по национальному признаку, в том числе – русских, считается незаконной. Но это в теории. В жизни таких "павелов" гораздо больше, чем "гавелов", и достаточно сунуть нос в банк или какую-нибудь миграционную службу, чтобы в этом убедиться.

Обычно, однако, - подчеркну: пока! - хорошего письма от приличного юриста с просьбой изложить все то же самое в письменном виде с указанием, что причиной действий является "русскость" обратившегося, оказывается достаточной для превращения "павелов" в "гавелов" и переводит диалог в сторону поиска компромисса.

Тут вроде бы тоже все понятно и не вызывает разногласий.
 
Зажигает не эта банальность, а реакция на нее в  духе "все пропало, шеф!". Когда я слышу "это расизм, это возмутительно, это неслыханно", я пожимаю плечами и отвечаю: "Это война". Вот так она всегда выглядит – жестокая, несправедливая, убийственная для всех: виноватых и не виноватых, палачей и жертв, и тех, кто просто на площади стоял.

Оправдывает ли это "павелов"? Безусловно, нет. Но посуду по этому поводу бить не надо. Никогда такого не было, и вот опять. В годы второй мировой войны интернировали сплошь и рядом, и это стало еще одной трагической страницей войны. Одной из многих. Я, кстати, одной из первых книг про войну прочитал воспоминания Вальтера Гориша – немецкого антифашиста, интернированного во Франции. Уже потом была художественная проза Ремарка.

Да, это одна из жестоких ипостасей войны, отвратительная, омерзительная и практически неизбежная. Но, реагируя на нее, мы должны не сбивать прицел эмоциями. Не "павелы" придумали эту войну и не они на ней  главные расисты.
 

 

Владимир Пастухов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены