По итогам краткого анализа советской семейной эпопеи "Вечный зов" попробуем рассмотреть отношение общества к продвигавшимся этим фильмом принципам.

"Чтобы не зря" - победа может оправдать жертвы ("одна на всех - мы за ценой не постоим") – принцип весьма действенный. Оборотная сторона – если не достигнута победа, то нельзя останавливаться, потому иначе жертвы были неоправданными. Можно вспомнить "незнаменитую" финскую войну, когда определенных – и весьма существенных целей – достичь удалось, но в общественном мнении она осталась непопулярной. Люди не хотели много говорить о ней (да и было опасно напевать запрещенную песню "Принимай нас Суоми-красавица" или рассуждать о том, куда подевалась "Финляндская демократическая республика" и почему мирный договор подписан с "буржуазным" правительством, легитимность которого в начале войны отрицалась), но запомнили расхождение между первоначальными целями и реальностью в условиях значительных потерь.

Впрочем, в условиях перенапряжения и усталости общество готово отказаться от этого принципа – если оно чувствует, что ситуация зашла в тупик. Пример – затянувшаяся почти на десятилетие афганская война (при потерях, существенно меньших, чем на финской войне). Пожалуй, последним популярным решением Михаила Горбачева был именно вывод войск из Афганистана.

Тезис "нельзя обижаться на государство" весьма популярен у старших поколений, для которых государство является высокой ценностью. И, кстати, распространено чувство вины за распад этого государства в 1991-м, причем усиливавшееся со временем, когда стало ясно, что республики по доброй воли не вернутся к "великой Руси". Тезис о недопустимости обиды на государство и отождествления его с отдельными начальниками (даже преступными) распространен не только в консервативной, но и в либеральной среде.

Вспомним сериал "Штрафбат", вызвавший сильное неприятие со стороны консерваторов – в нем и бывшие политические заключенные, и недавний уголовный преступник, и даже священник оказываются в одном батальоне и верно служат Родине. Куда лучше, чем чекист из особого отдела – как раз тип преступного начальника. Разница в том, что в отличие от искренне заблуждавшегося Алейникова из "Вечного зова" у него нет ни одной привлекательной черты (потому что фильм "либеральный", а не "консервативный"). Перенос ответственности на государство часто ведет к эмиграции – не временной "релокации", а сознательному долгосрочному (возможно, на всю жизнь) выбору.

Сложнее всего с "общественным выше частного". Этот принцип больше действует на уровне деклараций, а его несоблюдение было главной особенностью советского двоемыслия, принципиально отличавшегося от восточноевропейского отсутствием альтернативной системы символов. То есть если польское двоемыслие включало в себя лояльность социалистическим символам в публичной жизни и почитание альтернативных символов в частной (где могло находиться место и "Чуду на Висле", и образу Пилсудского), то в РСФСР альтернативные символы были "выжжены" - в 30-е годы люди, опасаясь репрессий, уничтожали даже фотографии родственников в форме царских офицеров.

Поэтому двоемыслие сводилось к принципу "все вокруг колхозное – все вокруг моё", когда люди считали допустимым по мелочи обманывать государство, которое официально почитали (отсюда распространенный феномен "несунов"). Люди же, публично активно защищавшие приоритет общественных ценностей, нередко вызывали желание поменьше с ними общаться – на них смотрели как на фанатиков или циников. Сейчас циников, пожалуй, стало больше.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены