Хайрем Бингем IV был старшим из семи сыновей Хайрема Бингема III. Он был из тех, кто родился с золотой ложкой во рту.

Когда мальчику было 8 лет, его отец прославился, открыв затерянный город инков. Позже отец маленького Хайрема станет губернатором Коннектикута, затем сенатором. Не было в семье и недостатка в деньгах — жена старшего Хайрема была внучкой Чарльза Тиффани.

Младший Хайрем учился в одной из лучших школ страны, затем поступил в Йельский университет. Потом служил в американском посольстве в Японии, путешествовал и еще и Гарвард закончил.

Конечно, возникает предположение, что сын знаменитого отца и богатой матери, учившийся в престижных учебных заведениях, должен быть снобом и задавакой.

Бингем становится дипломатом, служит в Китае, Польше, Великобритании, углубляется в изучение восточной философии. Его дед и прадед — Хайрем Бингем II и Хайрем Бингем I были миссионерами на Гавайях, и религиозные традиции в семье были строгими. Бингем всю жизнь пытался понять, можно ли объединить различные религиозные направления.

А потом два года жизни Хайрема Бингема IV показали, что он был человеком, которым может гордиться любая религия и культура. В 1939 году его перевели в американское консульство в Марселе. 10 мая 1940 года фашистская Германия напала на Францию и беженцы ринулись на юг страны. На территории, которую контролировало правительство Виши, фашистов пока не было, и отсюда французские евреи, беженцы из Германии, люди левых убеждений пытались получить американскую визу.

Но в Америке беженцев не очень ждали. Большинство граждан США считали, что приток беженцев увеличит безработицу, многие — включая высокопоставленных чиновников — были антисемитами.

А Хайрем Бингем IV вопреки указаниям начальства визы выдавал или выписывал нансеновские паспорта, которые давали беженцам хоть какой-то статус.

В это же время в городе действовал еще один блестящий выпускник Гарварда — Вариан Фрай, создавший комитет по спасению беженцев. С ним работали художница и скульптор Мириам Дэвенпорт, светская львица и богатая наследница Мэри Джейн Голд, Альфред Барр, директор музея современного искусства в Нью-Йорке, и его жена.

Их задачей было спасение деятелей культуры, которых преследовало гестапо, хотя они не отказывали в помощи никому. Они сняли огромную виллу, где прятали художников-сюрреалистов, писателей, философов, а затем переправляли их через границу в Испанию, а оттуда в Португалию. Те, кто получали американскую визу, уезжали в Америку — визы им выдавал Хайрем Бингем.

Делать это было непросто — вишистское правительство не собиралось кого-либо защищать, гестапо искало многих известных людей, американские чиновники были недовольны происходящим, хотя Вариана Фрая поддерживала Элеонора Рузвельт, жена президента.

Но все-таки им удалось спасти более двух тысяч жизней — среди них были Марк Шагал и Ханна Арендт, Андре Бретон и Клод Леви-Стросс. Лиона Фейхтвангера Бингем сам вывез из лагеря беженцев и прятал у себя, а затем переправил в Испанию.

В 1941 году Бингема перевели сначала в Португалию, потом в Аргентину. Примерно в это же время пришлось уехать и Фраю, которым все больше были недовольны власти Виши.

В Аргентине после войны Бингем помогал разыскивать нацистских преступников. В 1946 году он понял, что карьеры ему не сделать, и уволился. Он прожил до 1988 года и никому не рассказывал о том, что делал во время войны. У него родилось 11 детей (старшего звали Хайрем Бингем V ). И только после его смерти жена и сын, разбирая бумаги, обнаружили документы, из которых стало ясно, что делал Бингем в Марселе…

Мне кажется, что в этой истории удивительно и то, как богатые и довольные жизнью интеллектуалы вдруг ставят под удар карьеру, а кто-то и жизнь ради спасения других. И то, что Хайрем Бингем IV был сыном того, кто нашел Мачу Пикчу. А главное — то, что даже среди страшной тьмы, жестокости и подлости всегда есть те, благодаря кому сохраняется вера в человечество.

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены