"Это — огромное историческое событие, имеющее много проекций. С политической стороны — это украинский нацбилдинг и важнейший шаг дальнейшего преодоления советизма. А это важно не только для Украины, но и для всех "постсоветских земель". "Византия", "греки" вдруг, через 25 лет после крушения коммунизма, решили оказать бесценную помощь славянам, давая возможность выйти из зоны "неосоветской евразии", в которую завернула ходом исторического развития "Москва".
Политически Москва теперь представляет фундаментальную угрозу для будущего славянских народов Евразии и уходить от нее надо быстро и как можно дальше. Поэтому я убежден, что патр.Варфоломей войдет в историю, как человек, который во всяком случае дал шанс, дал сильный рычаг украинцам для того, чтобы уйти из-под радиации евразийского неосоветизма, которую источает современный Кремль.
С церковной стороны, это не менее масштабное событие. Русская церковь, в которой мы крещены, пережила мало с чем сопоставимый опыт в ХХ веке, она столкнулась с истреблением, с жестокими манипуляциями со стороны государства, со сломанным хребтом прожила длинный послевоенный период внутри официально атеистического государства. Но она не справилась с полученной свободой после 1991 года. Церковное возрождение, которое приветствовали все, переросло себя и превратилось в очень сытый и секулярный по духу триумфализм.
Всю трагедию ХХ века Москва конвертировала в чартеры коррупционеров на Афон и риторику о том, "какие мы большие" и как "наши границы не кончаются нигде". Поэтому Господь, глядя на это — и смирения ради — мудро решил разрушить полностью всю эту постсоветскую концепцию "канонической территории", в которой слепо уверились кремлевские "триумфалисты". Иначе говоря, сегодняшний собор в Киеве — это важное событие не только для украинцев и для всех православных на территории Евразии, но и для всех, в том числе и совершенно секулярных людей. На мой взгляд, это выглядит как важный исторический шанс".
Александр Занемонец:
"Понятно, что новая церковная организация для украинских православных, возвращающихся из расколов, — нужна.
Русские православные ведь тоже живут в разных юрисдикциях. Да и греки.
Но зачем это называть автокефалией, когда устав будет, похоже, уставном автономной церкви? А не автокефальной по-настоящему.
И зачем было пугать верующих УПЦ МП, которые в любом случае присоединяться к новой структуре в своем большинстве не собираются? Автокефалия для меньшинства?...
В результате токого подхода 15го декабря будет два собора:
"объединительный" в Киеве,
и "разъединительный" в Париже.
И это характерно".
Егор Седов:
"По собору и автокефалии.
Естественно, я от этого мира далек и комментировать это мне сложно. Вот сорадоваться украинцам, в том числе моим френдам — это проще.
Но вот что происходит... Я-то телевизор не смотрю — а люди смотрят. И рассказывают — в частности, какие термины употребляют на каналах РосТВ, говоря об этом решении.
Опять же — мне-то что, я убежден, что чувства верующих и истинную веру оскорбить никак нельзя, хоть что неси.
Но они-то так долго пропагандировали совсем иной, противоположный подход.
У них же статья в УК есть про оскорбление чувств верующих. Как вообще соотносятся высказывания на российских телеканалах с этой статьей российского УК? Должно же как-то соотноситься?..
Если переиначивать слова "автокефалия", "автокефальный" (т.е. самостоятельный, "само-главный") так, как это делают их дикторы, получится оскорбление не только для украинской, но и для любой автокефальной церкви.
Если использовать производное от слова "томос", которое употребляют они же, то получится... Это даже не пробитие дна получится, а что-то иное, тут, наверное, потребна другая терминология.
Я. разумеется, против статьи за оскорбление чувств, за ее скорейшую отмену. Но РосТВ в очередной раз показало уровень — ниже дна. И звучащие на всю страну оскорбительные переделки слова "автокефалия", на мой взгляд, наносят куда большой урон, чем поиск покемонов в храме".
Ольга Рязанова:
"Посмотрела зачем-то кусок программы "Время" и решила, что пальму первенства по мерзости заслуженно следует присудить Кириллу Клейменову. А следом за ним уже подтянутся Соловьевы-Киселевы-Шейнины-Скабеевы-Норкины.
Подчеркнуто вежливая, но отвратительно вкрадчивая манера и глумливая интонация создают тошнотворное ощущение. Терезу Мэй он всегда с непонятной издевкой называет Тереза Губеротовна, и ему очень нравится, что он здорово придумал вот так ее унизить. Это просто его коронка. "Автофе, простите автокефалия" — это юмор высшей пробы, тут он в экстазе от своего каламбура.
Только не надо мне писать: "Зачем ты это смотришь? Побереги свою психику. Я телевизор не смотрю. Я свой телевизор давно выбросил". Броня у меня крепкая и психика не страдает. Я смотрю из зоологического интереса, а также для того, чтобы обозревать всю палитру, а не одних только либералов в фейсбуке читать".
Елена Рыковцева:
"— Новая украинская автокефалия не сможет самостоятельно причислять к лику святых и производить миро — специальное вещество для помазания, в то время как русская православная церковь всеми этими правами обладает! — торжествующе объявляет корреспондент Вестей.
Слушайте. Ну вот безотносительно к политике и даже к войне. 21 век на дворе!!! Вся церковь давно сидит в фейсбуке, и скоро на свои Соборы будет летать ракетами. И все равно всерьез бодаются за право производить чудодейственные ароматические масла или причислять несвятых к лику святых. И это якобы светское телевидение тоже на полном серьезе ведет репортажи с этих соревнований. 21 век!! Я ни чьи чувства не оскорбляю напоминанием, какой вообще век на дворе?"
Егор Ершов:
"Среди относительно вменяемых (откровенных неадекватов, верящих в то, что Украина ещё вернётся под власть Москвы, в расчёт не берём) противников украинской автокефалии можно услышать, мол, автокефалия не уместна, пока на Донбассе идёт гражданская война.
Ну что же, в ответ можно спросить их, а был ли уместен знаменитый архиерейский собор 1943 года, избравший Сергия Страгородского патриархом и по сути создавший ту структуру РПЦ МП, которая по большому счету сохранилась и по сей день в условиях, когда гораздо больший, чем сейчас на Донбассе процент приходов и паствы находился по другую сторону фронта войны, которую с тем же успехом и той же степенью достоверности можно назвать гражданской.
Не говоря уж о том, что градус донбасского конфликта спал примерно до уровня израильско-палестинского, в условиях которого Иерусалимская церковь как-то научилась существовать, будучи объективно далеко в не самом завидном положении".
Николай Далматкин:
"Очередная "победа" Путина - автокефалия украинской церкви. Злорадство — чувство, конечно, поганое, не правильное, да и чуждое мне, но ничего поделать не могу, как представлю попа Кирилла сегодня утром... Веселье!!! Украине — мои поздравления!"
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter