29 лет и один месяц назад наступил не очень большой период времени, когда человек, критикующий Ельцина Бориса Никопаевича, сталкивался с куда большим общественным осуждением, нежели осуждающий главу партии - еще недавно бесспорного харизматического кумира Горбачева Михаила Сергеевича.
Сейчас приблизительно такая же ситуация складывается вокруг Навального Алексея Анатольевича.
Устал мысленно загибать пальцы, узнавая о все новых и новых светочах либеральной оппозиционности, принёсших ему оммаж.
Кажется, поддержка Навального смогла даже объединить оба крыла агонизирующего ПАРНАСа. Это уже не говоря об "Открытой России", явно забывшей мудрый слова Ходорковского Михаила Борисовича о том, что он хотел бы быть в оппозиции в ситуации правления сторонников Навального - где-то так.
И лишь партия "ЯБЛОКО" осталась последней твердыней в общем навальнианском потоке.
Возвращаюсь к своему старому тезису о том, что критическое восприятие действительности очень часто не заслуга личности, но временная удача - в ожидании еще не пришедшего соблазна.
Западнической русской интеллигенции было очень легко проявлять культурный универсализм (чтобы не говорить страшного слова "космополитизм") - пока у нее не было достойной национальной идеи, готовой стать центром кристаллизации национальной идентичности. Как только таковая появилась (условно говоря, "крымнашизм"), как весь буржуазный космополитизм с ее большей половины буквально сдуло, и она превратилась - только в этом отношении - в добрых бисмарковских бюргеров, осчастливленных приобретением Эльзаса-Лотарингии.
С осени 1986 года, с переписки Астафьева и Эйдельмана о роли евреев в российских горестях [а ведь сейчас бы оба подписывали письма в поддержку Павленского, Савченко и Сенцова, за вывод войск из Сирии!], казалось, что у отечественной западнической интеллигенции нет большего идеологического врага, чем русский национализм.
Более того, лет 10 назад, с первого "Марша несогласных" (митинга на Триумфальной, объединившего Альбац, Лимонова и Удальцова), постоянно обсуждался вопрос об антипутинистской коалиции либералов и левых. Однако в реальности сложился именно союз либералов и русских националистов, сложился он вокруг фигуры Навального, который спокойно взял себе левые идеи насчет "отнять и поделить" и их большевистскую простоту - вроде предложения конфисковывать у "гадов" президентскими указами (и ими же провести судебную реформу).
Три с половиной года тому назад я писал, что чудесный рост популярности Навального связан с тем, что его несет "дух проснувшего русского национализма" (помянув в этой связи Даниила Андреева и его уицраоров). Менее чем через год Путин явно отобрал у Навального роль "аватары" демона русского национального великодержавия.
Какой из даниил-андреевских демонов несет на своих крыльях Навального сейчас - не знаю.
Григорий Померанц, анализировавший видения Даниила Андреева в "Снах земли", писал о чередовании господства "демонов" имперской государственности [очень выразительно изображенных пророком Даниилом и Иоанном Патмосским] и демонов "справедливого возмездия".
За эти дни люди остроумные отметили, что очень многие, ядовито высмеивающие участие в сентябрьский думских выборах, как соучастие в спецоперации по легитимизации режима, как-то резко начали находить разумные обоснования участвовать в выборах президентских. Да, просто их нашел адекватный соблазн - и их демократический ригоризм иссяк также, как прекращаются у подростков "книжные" рассуждения о приоритете платонической любви - после первого жаркого поцелуя.
Давайте говорить начистоту. После 18 сентября все уважаемые акторы демократической оппозиции - Явлинский, Ходорковский, Навальный и Касьянов - почти в один голос сказали, что выборы были изначально нелегитимными, и только лишь исключительной возможностью вести оппозиционно-демократическую пропаганду. И, конечно, говорили все хором, ни один серьезный человек не предполагал, что будет хоть малейшая возможность попасть в "эту Думу"...
Итак, для агитации президентские выборы - идеальны.
Акторов меньше, соответственно, времени выступлений в дебатах - больше. Это единственные выборы, к которым относится население серьезно, понимая, что идет выбор судьбы.
На этих выборах многое определит участие Явлинского. Если - да, и будет участвовать также Навальный, то полемика будет вестись между ними, потому что проигрыш Явлинского Навальному по очкам - это смертный приговор его партии.
Еще несколько дней назад я считал, что преждевременное объявление Явлинским себя кандидатом в президенты плохо, потому что срывает любые переговоры об объединении либеральной оппозиции. Поскольку теперь понятно, что кандидатом от объединенной либеральной оппозиции на пост Путина будет Навальный - это не значит ничего.
Одновременное участие Навального и Явлинского - это удвоение возможности для демократической оппозиционной агитации и одновременно - создание хорошего соревновательного духа в либеральной среде.
Очевидно, что если будет второй тур, то на нем соперником Путина будут или Жириновский, или Зюганов, и поэтому никакого раздробления демократического электората от соперничества Явлинского с Навальным не будет.
Навальный не будет избран президентом России ни на каких демократических выборах, потому что его типаж неопытного молодого столичного адвоката-цивилиста полностью противоречит всем архетипическим типажам большого русского начальника. То, что "мордоделы" Алексея Анатольевича подают его как решительного комсомольского секретаря (тем, кем был на самом деле молодой Михаил Борисович) - большая идеологическая ошибка, поскольку редко какой типаж вызвал в простом русском народе более рвотное отвращение. Разве что появившийся десятилетием позже "новорусский" краснопиджачный пузан.
Какой хороший гипотетический результат ни получил бы Навальный в марте 2018 года - он не сможет конвертировать его в создание партии, потому что если бы смог, то сделал бы сильную партию уже на волне триумфа 2013 года.
Партия, которую в России называют "партия "Прогресса" - это политическая живопырка. Алексей Анатольевич - мастер камерного стиля - фонд, юрфирма с филиалами... Массовое, коалиционное движение, в стиле "ДемРоссии" 1991-92 годов, не для него. За ним нет никакой традиции, в отличие от Явлинского, за которым пусть уже совсем мерцающая, но интеллигентско-правозащитная традиция есть, есть и миф "солнечной весны перестройки" 1988 года. А без массового движения и без опоры на некую традицию - стать реальной оппозиционной силой невозможно. Но программа Навального слишком эклектична, что стать основной большой устойчивой партии.
Кроме того, он отсек от себя значительный мусульманский электорат, а ведь тот очень чувствителен к теме коррупционного засилья и полицейского произвола, в нем совсем иное отношение к крымскому "джингоизму", куда больше понимания крымлы, и будет вполне сформировавшееся отношение к сирийскому анабизису Путина.
После того, как зимой 2018 года навальнианское движение "вскипит как волна", оно, широкого и разгульно отпразновав свои 15% [это я уже ну совсем гиперболизирую], где-то к маю опять рассыплется на мелкие сектантские группки.
Об агитационной выгоде для демократической оппозиции выступлений Навального говорить сложно, потому что он может ярко и связно говорить только о двух вещах - о дворцах и яхтах, офшорных счетах хапуг (со снимками), да о засилье "понаехавших". Все это довольно московские темы, да и то - для среднего класса.
О легитимизации выборов. Тут совсем просто - проиграв выборы, и Явлинский, и Навальный опять, как в сентябре, скажут, что они изначально были нелегитимными. Но российский народ и заграница их признают. Другое дело, что к зиме 2018 года у самого Путина будет уже вполне саддамо-хусейновская репутация - из-за Сирии.
О революции. Если начнется спонтанная движуха, то на роль просвещенного правителя на переходный период постараются поставить Ходорковского (Лафайета) или Кудрина (Неккера), а не слишком непредсказуемого и малоопытного в управленческих вопросах Навального.
О будущем. После победы в марте 2018 года Путин посвятит себе окончательному демонтажу остатков социального патернализма - по планам, заботливо подготовленным Кудриным. Поэтому для сопротивления необходимо будет движение социал-демократического типа, создать и возглавить которое Навальный не сможет по причинам органического свойства - и он сам, и вся его команда, и группа поддержки - селф-мейд-мены.
С учётом всего вышеизложенного, я предлагаю каждому решать вопрос о походе на выборы в 2018 году и о выборе между Навальным и Явлинским, буде их допустят до них - самостоятельно. Возможно, я еще скорректирую свою позицию на более определенную.
* * *
Послушал на "Эхо Москвы" почти-президента Навального. Аплодирую в восхищении. Почтительнейший Алексей Алексеич, отбросивший свою обычную язвительность и менторство, тактично подыгрывающий интервьюируемому.
Два ответа Алексея Анатольевича меня особенно восхитили, выдав не только его дипломатический талант школы "Смоленской площади", но и степень его уважения к умственным способностям аудитории.
Один же ответ меня потряс.
Первый восхитивший. На вопрос Венедиктова, что коли сторонники Явлинского во всех округах победили в сентябре по очкам сторонников Навального, и что может быть целесообразней поддержать Григория Алексеевича или устроить между ним и Навальным праймериз последовал ответ, что, конечно, он согласен на праймериз, только честный, и со всеми претендентами - Зюгановым, Жириновским, Мироновым... ну, и Явлинским...
Но праймериз проводиться только среди сторонников одного политического направления - Демпартия США сталкивала лбом Клинтон и Сандерса, а не Клинтон и Трампа... Навальный же, явно, тролля, предложил генеральную репетицию выборов вообще...
Второй восхитивший. На вопрос Венедиктова о судьбе Крыма последовал ответ, что начать надо с честного-пречестного свободного-наисвободного референдума на полуострове, но вообще это - спор на десятилетия, что конфликт с соседней "многомиллионной страной" надолго...
Но конфликт с Украиной снимается мгновенно - возвращением в состояние на 25 февраля 2014 года.
Это как сорокалетний германо-французский конфликт, который был бы немедленно выведен из своей самой острой фазы после добровольного возвращения Вторым рейхом Эльзаса-Лотарингии Франции или разрешения этим провинциям присоединиться к Швейцарии.
Опять же непонятно. Если судьба Полуострова должна быть решена плебисцитом (без учета эксклюзивного статуса коренного крымскотатарского народа), то непонятно - о чем вести многолетние переговоры? Разве что о том, за сколько лет бесплатных поставок газа Украина согласится смириться с окончательным доеданием "бутерброда с колбасой"...
Я вот думаю, что если бы самый ловкий, самый "намыленный" израильский политик, объявивший о своих премьерских амбициях, на прямой вопрос о его подходе к проблемам определения статуса восточного Иерусалима или Иудеи-Самарии, даже форпоста АмонА, ответит только что это - "многолетний переговорный процесс", то тут же станет политическим трупом.
А коли в качестве способа разрешения спора о Иерусалиме предложит провести общий плебисцит в нынешних муниципальных границах, то это сочтут изощренным видом политического мошенничества.
Третий шокировавший. Предложение Навального провести реформу суда и восстановление независимости судей путем отмены должностей председателя суда, квалификационных коллегий и процедуры назначения судей президентом.
Надо только отметить, что при вынесении резонансных решений на судью давит не председатель, а "куратор" из вышестоящей инстанции, что квалколлегия - единственная инстанция, куда можно пожаловаться на судью, и что устранение президента от процедура назначения судей полностью отдает их под контроль утверждающих судей региональных парламентов.
Но и критика Навального не менее выразительна. Либеральный светоч Андрей Мовчан уже подсчитал, что предложенная - первым же указом президента Навального - конфискация всего наворованного чиновниками при возвращении народу даст ВСЕГО ЛИШЬ по 60 тыс. рублей на человека (стоит ли суетиться за тонну зелени?). Но, во-первых, тоже хлеб: 3 средние зарплаты и 6 пенсий (птичка по зернышку клюет), а, во-вторых, дабы впредь неповадно было.
! Орфография и стилистика автора сохранены