Одна из проблем, с которой столкнется любое постсоветское государство, вознамерившись стать правовым, - проблема правового преодоления беспредела самих правоохранителей. На примере Украины, жестко прессуемой Западом за недостаточно целеустремленное противодействие коррупции, это хорошо видно. Скажем, недавно задержали с поличным судью за 150-тысячную (в долларовом исчислении) взятку. Однако арестовать его не могут, у него по Конституции судейский иммунитет. Разрешение может дать Верховная Рада, но она на каникулах. А судья этот, если захочет, может свободно выехать из страны и укрыться за границей, препятствовать ему никто не вправе.
Не знаю, что будет дальше в данном конкретном случае, но знаю, что после введения в действие уже принятых конституционных поправок, судейский иммунитет ограничивающих, проблема эта уйдет в прошлое. И надзаконный иммунитет, предоставляемый за политические услуги (упомянутый судья-взяточник их оказывал не только домайданным, но и послемайданным властям), тоже, похоже, перестает действовать. Созданное Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) пользуется законодательно предоставленной ему независимостью решительно и бескомпромиссно. Но пока остается открытым вопрос, будут ли дела, возбуждаемые против должностных лиц разных рангов, сопровождаться после следствия обвинительными приговорами. Учитывая, что кадровый состав судей пока, в основном, остается прежним, запущенная судебная реформа до его очищения еще не добралась.
Как бы то ни было, в Украине испытываются возможности старой элиты, сформировавшейся в постсоветской коррупционной системе, по части демонтажа этой системы и ее трансформации в правовую. Равно как выясняется и то, насколько эти возможности могут быть увеличены давлением на эту элиту Запада при ее экономической и политической зависимости от него. А что касается российских оппозиционных политиков, обещающих перед выборами в случае прихода к власти одолеть коррупцию, то я почему-то не уверен, что они отдают себе полный отчет в том, что означает на деле, а не на словах преобразование постсоветского государства в правовое.
! Орфография и стилистика автора сохранены