Форум свободной России в Вильнюсе, по оценке организаторов, посетило не менее 200 человек из 24 стран: российские политические беженцы, оппозиционеры и правозащитники, живущие в России. За два дня участники провели девять тематических секций, на которых обсуждались проблемы правозащиты, самоорганизации эмигрантов, российских СМИ и выборы. Основной темой все-таки стало обсуждение, станет ли Россия "свободной" и что будет со страной после Путина.
На два дня литовская столица стала своеобразным убежищем для российской оппозиции и политэмигрантов. В форуме участвовали известные политики и общественные деятели, вынужденные покинуть Россию: политик Гарри Каспаров, экс-депутат Госдумы Илья Пономарев, политэмигрант Даниил Константинов, активистка экологического движения Евгения Чирикова, экономисты Андрей Илларионов и другие.
Как заявили организаторы, место проведения форума было выбрано не случайно — по соображениям удобного местоположения — недолго добираться, близко к России и к большей части Европы. И кроме того, подобные форумы в России проводить небезопасно. Форум посетило много политических беженцев, для которых возвращение на российскую территорию, по их мнению, означало бы немедленный арест.
Первый день форума начался с обсуждения проблем защиты гражданских прав и преследования гражданских активистов. Правозащитники обсуждали репрессивные законопроекты и уже принятые законы последнего времени. Многие эти документы, по словам выступавших, нарушают российскую Конституцию.
"Чем хуже экономическая ситуация в стране, тем активнее оказывают давление на гражданских активистов и происходят репрессии", — заявил руководитель программы поддержки политзаключенных ПЦ "Мемориал" Сергей Давидис.
По последним данным правозащитного центра, в России порядка 53 политзеков.
Участники форума предложили активнее обращаться к общественности за рубежом и рассказывать о политических репрессиях и проблемах в уголовном законодательстве.
Также активной была дискуссия о самоорганизации эмигрантов новой волны, которые покинули Россию после 2011-2012 годов.
"Здравствуйте, я политэмигрант", — началось выступление одного из участников секции правозащитника из Берлина Алексея Козлова.
Никто так и не смог назвать точно число человек, которые эмигрировали из России. Козлов убежден, что "Росстат стыдливо закрывает эту статистику". Но, по мнению собравшихся, это не отменяет того факта, что у этой волны эмиграции есть своя особая миссия и они стараются продолжать вести гражданскую активность за рубежом.
Второй день форума начался с принятия декларации в защиту украинской военнослужащей Надежды Савченко, в отношении которой на следующей неделе будет оглашен приговор российского суда. Участники форума выступили с призывом к властям зарубежных стран оказать давление на Москву с целью ее освобождения.
Затем участники перешли к секции, посвященной российским массмедиа. Обсуждение началось с факта высылки из Литвы журналистов телеканала "Россия", в эфире которой, по словам одного из участников форума, телеведущего Евгения Киселева, "нас всех разоблачили". По его мнению, российские медиа находятся в глубоком кризисе. Впрочем, Киселев признал, что независимые и объективные СМИ в России сохраняются. Но сейчас никто не стремится создавать новые независимые издания, считает журналист.
"Хорошая влиятельная журналистика требует больших и серьезных инвестиций. Сейчас никто не готов вкладывать такие деньги, да и не дадут сейчас делать независимое СМИ", — полагает Киселев.
Журналист Маша Гессен, приехавшая на форум из США, является автором книги о Владимире Путине и современном состоянии российских СМИ. По ее мнению, нынешние журналисты не в состоянии внести особый вклад в противостояние с политическим режимом. "Хотя российские независимые медиа ведут себя достойно. Они находятся в тех обстоятельствах, когда приходится отстаивать кусочки правды", — подчеркнула Гессен. Кроме того, она отметила еще одну проблему: в нынешний период язык просто лишился смысла и порой происходит подмена понятий.
В свою очередь журналист Артемий Троицкий, который сейчас ведет телепередачу на эстонском телевидении, предложил создать новое эмигрантское телевидение, для чего, по его словам, надо найти "определенную финансовую подпорку" в лице "российских беглых банкиров и разоренных олигархов". Причем это должен быть именно канал, ориентированный на российскую эмиграцию.
"Журналистика сейчас находится в плачевной ситуации. Журналисты плывут против течения в серной кислоте. Оставаться честным и бескомпромиссным гуманитарием очень нелегко и очень смело в России", — заключил Троицкий.
Идеи о создании нового ТВ не поддержали другие участники секции. По мнению Киселева, смотреть такое телевидение будет только та аудитория, которая и так уже собралась в зале в Вильнюсе. Такого же мнения придерживается публицист Александр Морозов. Он уверен, что для современной российской эмиграции, которая оказалась в совершенно новом положении, нужна своя медиаплощадка, которая бы смогла сорганизовать эмигрантов из России. Также, как считает Морозов, необходимо провести объединенный конгресс российских эмигрантов.
Следующей одной из самой активных секций на форуме оказалась дискуссия на тему "Россия после Путина". Так, живущий в Лондоне бизнесмен Евгений Чичваркин предложил свой вариант развития России после Путина: судебная реформа, свободная страна с безвизовым режимом, резкое упрощение налоговой системы и прочное закрепление права собственности.
Бывший советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов предположил, что "свободная Россия" из названия форума, это не Россия сегодня, а ее будущее состояние. По его мнению, российские эмигранты пока все же мало говорят о том, какова их картина желаемого будущего. Также Илларионов изложил подробную программу строительства "России после Путина", состоящую из "трех принципиальных вещей" с несколькими подпунктами каждая. Во-первых, начать разработку новой политической системы, которая не сможет скатиться к авторитаризму и тоталитаризму. Во-вторых, воссоздание системы верховенства права. И, в-третьих, созыв Учредительного собрания.
Гарри Каспаров не стал давать конкретных предложений, предсказав вместе с тем высокую вероятность геополитической катастрофы современной России.
"Плохая новость — мы не знаем, как это произойдет. Хорошая новость — Путин тоже не знает, как это произойдет, — усмехнулся Каспаров.
— Кто вместо Путина? Важно задать другой вопрос: что после Путина? Никто его не должен менять, нас должно заботить, что после него будет".
Каспаров предлагает, что перед тем как произойдет этот переходный период, необходимо полностью отказаться от "преступного советского прошлого". "Пока мы от этого не откажемся, эти призраки прошлого будут тянуть нас назад", — сказал политик.
В свою очередь бывший вице-премьер правительства РФ Альфред Кох, недавно получивший гражданство Германии, призвал разобраться, почему российская Конституция 1993 года не смогла помешать скатыванию страны в авторитаризм. По его словам, нужно задуматься о конституционной реформе.
Кох предложил идею о добровольном отказе от части суверенитета, как это сделали страны Европейского союза. Но это предложение участники форума не поддержали, поскольку большинство собравшихся явно не были готовы согласиться со столь радикальной идеей.
В перерывах между последними сессиями — о "выздоровлении российского общества" и об участии в думских выборах 2016 года — участники форума уже обсуждали между собой детали своих выступлений и итоги слета в целом. Между тем организаторы уже планируют провести очередной форум этой осенью.