Вашему вниманию предлагается отрывок из стандартной либеральной публицистической статьи "Царьграднаш", написанной в России - к столетию со дня Победы в Отечественной войне 1914-1915 годов.

"… вопреки мнению тех, кто полагает музу истории Клио барышней достаточно ветряной и готовой ежеминутно менять своих избранников, я убежден, что существует ход событий, настолько запечатленных в картине истории, что они исполняться, чтобы не старались делать те, кто возомнил себя ее — истории — творцами.

И тем не менее, к каждому юбилею Победы в Отечественной войне 1914-15 годов появляются дежурные рассуждения, что эта победа могла избавить нас от последующих кошмарных революционных потрясений.

Изрядно прославившийся в тех событиях кумир леворадикального крыла социал-демократов Владимир Ульянов ("Николай Ленин") писал, что столыпинская аграрная реформа была "последним клапаном" царизма для предотвращения конституционной революции. И сам же через несколько лет понял свою ошибку — этим "клапаном" стала общеевропейская война, почти открыто спровоцированная петербургским двором мрачным летом 1914 года.

С первых же дней войны сторонники Ульянова пришли в некий ажиотаж — они были убеждены, что в столкновение с первоклассно оснащенной армией кайзера царизм потерпит немедленное поражение и сам подготовит за революционеров ту революционную ситуацию, которая, казалось, уплыла из их рук в 1906 году. В этом роковом прогнозе о том, что европейская война принесет революцию парадоксально сошлись оба полюса общественной мысли. Глубокий консерватор и вечный оппонент Столыпина, граф Дурново, как мы помним, в феврале 1914 года послал государю свой меморандум ровно о том же самом. Только граф смотрел глубже бывшего провинциального солиситора Ульянова — он предупреждал, что разрушительным кризисом грозит не только поражение, но и даже полная военная победа. И, как оказалось, правота бывшего министра внудел и вождя правых в Госсовете лишний раз доказала, что консервативная мысль не в пример глубже радикальной.

Как мы помним, в начале войны, казалось, сбываются прогнозы левых радикалов о "долгожданном закономерном крахе царизма"— германцы взяли Бельгию и почти подошли к Парижу, хоть и изрядно запнулись на Марне, а российские войска были выбиты из Восточной Пруссии, а наступая в Галиции, уперлись в стену Карпат.

Но в дальнейшем, как мы помним, случилось то маленькое чудо, что и питает веру в непредсказуемость музы Клио. Так Наполеон смог стать повелителем половины Европы, ускользнув по пути из Египта от кораблей Нельсона. На этот раз все случилось наоборот — и повелителем половины Европы чуть не стал наш Николай Александрович. Неистовый британский лорд Адмиралтейства Чёрчилль не только дал команду флоту помочь французам против германцев в Средиземном море еще до начала войны, от так же распорядился атаковать германские корабли, идущие к Проливам. "Гебён" и "Беслау", развернувшись от Крита, ушли в Адриатику, укрываясь в австрийских портах, а Черноморский флот остался самой грозной силой на Черном море.

И тут еще одна обворожительная эллинка, на этот раз богиня победы Ника улыбнулась петербургскому (впрочем, срочно ставшему петроградским) Двору. Блестящий стратег вице-адмирал Колчак получил полную поддержку своего проекта: пока все европейские фронты завязли в осенней глине окопов, провести лихую десантную операцию на Босфоре. И все ведь так отлично получилось! Черноморский флот буквально сдул турецкий, Отдельная морская дивизия ген. Свечина в составе "Цареградского", "Нахимовского", "Корниловского" и "Истоминского" полков с налета взяла Истамбул/Константинополь — к великой радости живущих там многочисленных греков и армян.

Все мы помним дробь тогдашних победных сводок. Султан Абдул-Гамид в панике бежал в глубь Анатолии. От границы по османским владениям ударила греческая армия ген. Венизелоса. Британия немедленно перебросила войска с Крита, Кипра и Египта в Грецию, откуда они вместе с освободившей Белград сербской армией пошли в наступление на Будапешт. Крах австрийского фронта, отягощенный российским натиском на австрийскую Польшу, заставил германцев срочно снимать дивизии с французского фронта. Французы возобновили свой натиск в Эльзасе и у стен Вердена и Реймса, а британцы высадились в Антверпене, в тылу германских позиций. Ренненкампф, мстя за гибель ген. Самсонова, с огнем и мечом прошел по Восточной Пруссии и осадил Кёнигсберг.

В таких стесненных условиях Центральные державы быстро запросили мира.

9 мая 1915 года в третьей, после Москвы и Петрограда, столице Империи — Царьграде, император-победитель и великий князь Николай Николаевич, удостоенный звания генералиссимуса, после торжественной службы в заново освященном соборе Св. Софии, приняли Парад Победы во Второй Отечественной войне. И к их ногам, как к цезарям XX века, были брошены трофейные германские, австрийские и турецкие стяги.

Но дальше начались печальные события, отчасти предсказанные столбовым дворянином Ульяновым, а отчасти — графом Дурново. Целый год все газеты империи захлебывались от восторга "Царьграднаш, наш-наш-наш!!!" Император купался в невиданной народной любви. Фракции Думы (разумеется, кроме левых, осужденных на ссылку на национальное предательство, но вскоре амнистированных царем-триумфатором) исправно голосовали за все нужные Двору законы. И тут выяснилось, что реформы Столыпина — заброшены, финансы — трещат по швам, рабочие — непрерывно бастуют, а вернувшиеся с фронта крестьяне — вновь требуют земли, потрясая медалями... Польша, вновь ставшая Большой, требует автономии по образцу ирландского гомруля. Присоединенная Галиция вдохновила Малороссию на требование права на отдельную конституцию по финляндскому образцу. Бывшие союзники, разозленные непомерными, как им казалось запросами Империи, лишили ранее обильных кредитов. Да и не было у них лишних денег — сами латали послевоенные прорехи в казне.

А в это время Двор и правительство самозабвенно, как токующие тетерева, твердят про Царьград и победу. Черносотенцы же взяли в моду нацеплять на "союзные" значки еще и ленточки георгиевских кавалеров. У прокуроров и полицмейстеров, у тех появилась другая мода - не просто вымогать у "малоблагонадежных" банкиров и промышленников взятки былинных размеров, но заставлять их переписывать на друзей и родных "прав охранителей" свое дело, угрожая делами замошенничество.

Словом, не трудно было понять, почему уже через 2 года после Победы в Империи разразилась конституционная революция, которую, точно также как и Французскую, стало немедленно сносить далеко влево — в лапы поклонников "Николая Ленина".

И если к таким последствиям привела ослепляющая стремительная победа в европейской войне, то чем бы обернулось поражение — после войны длительной, изнурительной? Поэтому, как бы ни была благожелательна к Руси богиня победы Ника, муза истории Клио с неуклонной настойчивостью вела ее к самой катастрофической революции..."

***

Этот пародийный сюжет - продолжение моего цикла об исторических альтернативах:

об "Иудейской" Руси http://www.gramotey.com/books/1269099180.htm;

о попытке Столыпина создать еврейское государство в Палестине, а Фандорина - предотвратить Первую мировую войну http://vestnikcivitas.ru/pbls/1515;

о ином финале дела Дрейфуса и Первой мировой войны http://www.ej.ru/?a=note&id=8936,

о стремительном разгроме Гитлера в 1938 г. http://www.vestnikcivitas.ru/docs/1061,

о не менее стремительном разгроме Сталина в 1941 г. http://grani.ru/blogs/free/entries/189771.html,

об успехах национал-социалистической "перестройки" http://www.old.zaprava.ru/content/view/1214/

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены