Продолжаю тему мифов единого учебника.
Псковская православная миссия. Историки называют этот неоднозначный факт из истории войны малоизученным. Скорее, событие не малоизученное (материалов достаточно, что составить представление), а очень деликатное.
Кто они, сотни православных священников? Подвижники-миссионеры, пришедшие "помочь народу, впавшему в разбойники" или предатели, сотрудничавшие с оккупационным режимом? Кто хочет подробнее узнать о "Псковской православной миссии", советую почитать статью Константина Обозного "ПСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ В 1941-1944 гг."
Я же для понимания сути вопроса остановлюсь только на ключевых моментах из истории миссии. При поддержке немецких властей экзарх Прибалтики митрополит Сергий создал "Православную Миссию в освобожденных районах России".
Первые 14 миссионеров (все эмигранты, между прочим)прибыли из Прибалтики в Псков в августе 1941 года. Территория, входившая в ведение Миссии, включала в себя юго-западную часть Ленинградской области, часть Калининской области, Новгородскую и Псковскую области, с населением около 2 млн. человек.
Уже через год на территории миссии действовала 221 церковь, до оккупации всего было 5 храмов, а число священников выросло до 84.
Население оккупированных территорий в целом приветливо встретило миссионеров. Народ пошел в церковь. Храмы не вмещали всех желающих. В одном из храмов Псковской области по воскресным дням причащалось от 500 до 800 человек, одновременно крестили до 80 младенцев.
Миссионеры занимались не только просветительской деятельностью, но и в меру своих сил и возможностей помогали населению. Открывали школы, детские приюты, издавали журналы, вели передачи на радио. В одном из городов Псковской области был создан "Русский Красный Крест", который взял на себя попечение об одном лагере для военнопленных. Собирали продукты, готовили обеды на 200 человек, которые привозились в лагерь дважды в неделю. После этого смертность в лагере заметно убавилась. Помощь оказывалась также и нуждающимся жителям города, оказавшимся без крова и средств к существованию.
Внешне вполне обычная приходская жизнь в условиях военного времени. Священники миссии как могли, дистанцировались и от оккупантов, и от партизан. Но это было практически невозможно.
С одной стороны, деяния миссионеров-священников курировали оккупационные власти, а с другой - советские партизаны. Эти постоянные контакты не могло оставить без внимания немецкое руководство, обязавшее через руководителя миссии каждого священника давать письменные отчеты обо всех встречах с партизанами. Из отчетов следует, что партизаны по-разному относились к миссионерам.
По словам одних священников, партизаны считали их врагами народа, с которыми стремятся расправиться. По словам других, партизаны старались подчеркнуть терпимое, и даже благожелательное, отношение к Церкви и, в частности, к священникам.
Наверное, и партизаны были разные. Из отчета священника: "Поблизости от моего прихода отряд партизан временно захватил деревню, при этом их начальник побуждал крестьян к усердному посещению Церкви, говоря, что в Советской России Церкви дана теперь полная свобода и что власть коммунистов идет к концу".
После освобождения Псковской области часть миссионеров ушли вместе с немцами, а те, кто остались, были отправлены в лагеря за сотрудничество с немцами.
Вот, в общем-то, и вся история. Как она может вписаться в единый учебник? Да, никак. Любая интерпретация вредна и для власти, и для РПЦ.
Ряд церковных историков считают, что миссионеры совершили "апостольский подвиг". Возрождение религиозной жизни на оккупированных территориях называют даже "вторым крещением Руси". И не важно, кто власть. Фашисты или Советы. "Любая власть от Бога". При таком раскладе РПЦ абсолютно права, что поддерживает путинский режим. Но власть на такую оценку никогда не пойдет.
Если считать миссионеров предателями, значит признать, что РПЦ отрицает тезис "всякая власть от Бога". Куда не кинь, везде клин. Поэтому только остается вычеркнуть из истории это немаловажное событие. Не было его. Нет события, нет проблемы для единого учебника.
Остается только догадываться, сколько таких событий перестанут существовать для единого учебника по истории.
! Орфография и стилистика автора сохранены