Спустя десять лет, две войны и одного президента правительство США наконец-то добилось своего. Уничтожен террорист, которого давно окрестили "номером один", террорист, своими действиями угрожавший всему миру. России, кстати, в том числе. Спецслужбы уверяют: именно бен Ладен спонсировал действия боевиков на Северном Кавказе и снабжал их всем необходимым. По официальным данным, операция по уничтожению бен Ладена была подготовлена лучшими профессионалами и прошла молниеносно: американские морпехи не потеряли ни одного человека. На этом точные сведения заканчиваются, и начинается сплошная конспирология.
Западные СМИ уже столько раз сообщали о смерти неуловимого террориста, что сами неоднократно сбивались со счету. Вот и сейчас журналисты сначала наперебой писали о том, что бен Ладен был вооружен и использовал жену как щит, и ее застрелили. Теперь выясняется, что вооружен он не был, а женщина сама бросилась на "морских котиков" и была ранена в ногу.
С главным козырем — фото убитого — тоже далеко не все понятно.
Первая фотография была признана подделкой, сейчас между американскими госведомствами идут дебаты — публиковать реальные изображения или нет? ЦРУ однозначно настаивает на публикации, администрация Обамы столь же яростно выступает против, потому что фотографии достаточно страшные. Вроде бы стороны пришли к соглашению: одно фото, с морских похорон бен Ладена, должны опубликовать. Последствия, как и все в этой донельзя странной истории, точно предсказать нельзя. Публикация может спровоцировать серию терактов со стороны "Аль-Каиды", например, в Египте. А может поставить точку в затяжных спорах о легитимности действий американских спецслужб.
Споры между тем идут жаркие. Белый дом в превышении полномочий обвинили все кому не лень — от радикальных исламистов до вполне светского политического истеблишмента. Первые напирали на то, что бен Ладен, каким бы плохим ни был, все-таки тоже человек. А значит заслуживает достойного погребения согласно обычаям своей веры. Похоронили Усаму, напомню, в море, что не очень соотносится с исламскими традициями и канонами.
Светские власти, со своей стороны, отмечают полное отсутствие каких бы то ни было предупреждений о готовящейся операции со стороны США. А ведь бен Ладена уничтожали на территории суверенного государства, Пакистана. Вашингтон парирует: мол, предупреждали мы пакистанские власти о готовящихся операциях, и неоднократно. А те, в свою очередь, предупреждали об этом Усаму, поэтому его уничтожение и растянулось почти на добрый десяток лет. Да и застрелили бен Ладена всего в каких-нибудь 50 километрах от Исламабада, пакистанской столицы. И не в горных пещерах, а во вполне комфортабельном бункере. Чем не косвенное свидетельство того, что Пакистан укрывал "террориста номер один"? Администрация Обамы даже пригрозила заморозить полтора миллиарда долларов, ранее выделенных Пакистану на борьбу с терроризмом. В Исламабаде в долгу не остаются и заявляют о том, что спецслужбы США еще два года назад были проинформированы о возможном местонахождении бен Ладена, но почему-то не торопились завершить "охоту".
С уверенностью можно сказать, что единственный, для кого эта ситуация оказалась выигрышной на сто процентов, — это президент США Барак Обама.
Бушу-младшему, с его открыто объявленной войной терроризму, операциями в Ираке и Афганистане, длящимися до сих пор, и прочим нескрываемым милитаризмом, не удалось подобраться к бен Ладену. Казалось бы, чего ждать от Обамы, постоянно декларирующего политику мира? Но нынешний глава США удивил всех, не пошел на поводу у имиджмейкеров и политологов и сделал все по-своему.
Последствия не заставили себя ждать: свое почтение президенту засвидетельствовали даже его давние противники республиканцы, а
шансы пойти на второй срок резко увеличились.
Более того, у Обамы появился карт-бланш на проведение тех реформ, которые раньше неминуемо бы обвалили его рейтинг. Политологи гадают, что сейчас сделает президент — укрепит бюджет, отменив налоговые льготы для богатых и усилив корпоративный налог, или сначала все же
заявит о долгожданном выводе войск из Афганистана и Ирака. Момент сейчас донельзя подходящий.
Заяви президент о демилитаризации этих двух стран раньше, и обвинений в пораженческом настрое не избежать. А это значит прощайте, надежды на усиление политического влияния и здравствуй, масштабное падение рейтинга. Но Обама дождался своего звездного часа, о чем с плохо скрываемым торжеством и сообщил в своем объявлении о ликвидации бен Ладена.
С одной стороны, завершилась эпоха "Большой охоты" и правительство сдержало свое слово. С другой — несмотря на чуть ли не официальное празднование сего события, многие нью-йоркцы с некоторым недоумением отреагировали на сообщение об уничтожении их давнего врага. Прошло уже достаточное количество времени, было затрачено огромное количество сил и средств, и все ради чего? Жертв 11 сентября это не вернет, а убийство главного виновника теракта — это, конечно, достойный исход мести, но уж больно запоздалый.
Мыслящие люди по всему миру все чаще произносят в адрес США словосочетание "гуманитарная интервенция". Это термин современной политической философии, обозначающий нарушение суверенитета страны ради ее же блага. Если во время изобретения этого выражения (примерно середина 90-х) действия США в Косово были для многих чем-то новым, необычным, все это живо обсуждалось, то сейчас на подобные вещи уже не обращают внимание. Печально то, что такие действия давно стали обыденностью. Не предупредили Пакистан об операции? Нестрашно. Нарушили суверенитет Ливии бомбежками и ракетными ударами? Нестрашно вдвойне. Цель оправдывает средства — к сожалению, сейчас это не фигура речи, а суровая реальность. Понятно, что итог операции "бен Ладен" настолько триумфален, что на мелочи вроде вторжения на территорию другой страны обращать внимание даже как-то неловко.
Но подобное равнодушие и оправдание "гуманитарной интервенции" постепенно ведет к закреплению в умах людей такого понятия, как "легитимизированное насилие".
Один из ярких примеров легитимизации насилия мы сейчас наблюдаем в Ливии. Неделя у оппозиционеров выдалась удачная: сперва во время налета авиации союзников погибло несколько родственников Каддафи, затем был убит бен Ладен, которого повстанцы также считают своим врагом. Накал радости дошел до того, что правительство США попросили об аналогичной ликвидации Каддафи. Понятно, что для ливийских мятежников это событие станет национальным праздником, но есть законы большой политики, есть понятия суверенитета страны, государственных границ и невмешательства во внутренние дела государства. США имеют богатый опыт по закрыванию глаз на такие вещи, но хотелось бы верить, что всему есть свой предел. Насилие порождает лишь насилие, и нельзя его оправдывать никакими благими целями. В конечном счете все приведет лишь к очередному повышению рейтинга. А ливийцам от этого ни жарко, ни холодно.
Вы можете оставить свои комментарии здесь