На прошлой неделе Госдума в первом чтении приняла законопроект о дорожных фондах. Идея проста: для того чтобы финансировать дорожное строительство, деньги необходимо где-то аккумулировать. Именно с этой задачей и призваны справиться дорожные фонды как федерального значения, так и регионального.

Но, как часто бывает с проектами Госдумы, новое — это хорошо забытое старое. Опыт создания подобных институтов в России уже был.

Они существовали более десяти лет — с 1991 года до середины 2000-х, однако затем были закрыты из-за многочисленных обвинений в коррупции.

С тех пор, надо отметить, создание новых дорог в стране продвинулось не очень на много. Зато россияне привыкли: зима — значит пора строить. Почему-то стройка новых шоссе ведется преимущественно зимой, когда делать это нет, казалось бы, никакого смысла. С подобными проблемами и должны бороться новые фонды: выделять деньги не когда получится, а когда необходимо. Но станут ли они более успешными, чем их ликвидированные предшественники?

Учреждения возрождают не от хорошей жизни — эксперты пришли к выводу, что более эффективного способа финансировать дороги пока попросту не придумали. Поэтому было решено вернуться к старой системе, хоть она и вызывала "при жизни" множество нареканий.

Новый законопроект — это прежде всего поправки в Бюджетный кодекс. Именно они должны определить правовые основания для создания подобных фондов. Вернувшийся к жизни Федеральный дорожный фонд предполагается наполнять из бюджета (вливания составят 254,1 млрд рублей) и других источников. Источники эти, как правило, налогового характера. Так, например, теперь будут взимать плату за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн.

Однако подобный транспорт есть далеко не у всех, а вот следующее нововведение затронет большую часть жителей России.

Один из источников нового пополнения — это акцизы на нефтепродукты.

С 2011 года они увеличены на 1 рубль с литра. Проще говоря, в нынешнем году ставка акциза повышается с 4302 рублей за тонну бензина, соответствующего Аи-92 и Аи-95, до 5672 рублей. Увеличение акцизов не замедлило сказаться на ценах: в январе цены на бензин выросли на 4,1 процента, а на дизельное топливо — на 7,3. Несложно проследить тенденцию: основные затраты по строительству дорог ложатся на население и малый и средний бизнес.

Помимо Федерального дорожного фонда создадут и региональные. Финансироваться они будут по той же схеме, что и федеральный — доля в топливных акцизах и поступления от транспортного налога. Общегосударственный фонд запустят уже в этом году, для региональных крайний срок — 1 января 2012 года. 

Основной лоббист проекта в Госдуме — Мартин Шаккум, председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям. По его словам, преимущества фонда в том, что появляется возможность прогнозировать развитие отрасли на много лет вперед. До последнего времени дороги финансировались по остаточному принципу. По словам Шаккума, даже в конце 1990-х годов, когда ВВП быстро падал и страна была в разрухе, объемы дорожного строительства оставались высокими. В то время в России ежегодно строилось 6–7 тысяч километров дорог, сейчас — менее 3 тысяч. Китай строит за две недели примерно столько, сколько Россия за год. Подобные темпы развития в конце 1990-х были возможны потому, что главным преимуществом дорожных фондов была их привязка к логике строительного процесса, а не к логике бюджета.

Но деньги там, естественно, частично разворовывались, как и в любом другом ведомстве. Поэтому фонды решено было упразднить. Ожидалось, что это повысит эффективность и прозрачность расходования средств. Так оно в итоге и вышло, но все оказалось не так просто. Сам процесс выделения денег стал слишком забюрократизированным и имел горизонт всего в один год. После того как строительство дорог стало напрямую зависеть от бюджета, гибкости в распределении средств не стало вовсе — для малейшего изменения в смете пришлось бы менять бюджет, а это невозможно. Деньги на дороги начинали выделяться в лучшем случае в апреле, а чаще в мае, июне и даже в августе! Соответственно, к работе приступали с первым снегом. Самое смешное и одновременно грустное оказалось в следующем.

Отмена коррупционной системы лишь подстегнула взяточничество. Поскольку выделенный бюджет не переносился на следующий год, деньги лихорадочно начинали раскидывать под конец года со всеми вытекающими последствиями.

Стали больше цениться профессионалы в быстром "освоении" средств, а не в качественном строительстве.

Теперь, по словам депутатов, все будет по-другому. Деньги на дороги будут выделять вовремя, строить их начнут качественно, а риск коррупции будет минимальным. Однако есть один нюанс, который сводит весомость всех этих заявлений на нет. Нюанс этот — система контроля со стороны общественности. Точнее, ее отсутствие. Медведевский мегапроект по кардинальному реформированию системы госзакупок пока так и находится в проектной стадии. Безусловно, за федеральным фондом еще можно будет хоть как-то проследить. Тут есть и контрольно-ревизионное управление Минфина, и Счетная палата, и контрольное управление президента — с общегосударственным фондом все будет более-менее антикоррупционно.

Но что делать с фондами региональными? Пока мы не доросли до западного уровня. Там любой обыватель может в режиме онлайн зайти на сайт местного самоуправления и посмотреть, как, куда и с какой эффективностью расходуются средства, выделенные на строительство. У нас эти данные в лучшем случае можно получить после многочасового ожидания, в худшем — пошлют куда подальше, а русский человек, привыкший ко всему, утрется.

Системы контроля за этими учреждениями нет, и появится она не скоро, а деньги туда начнут поступать уже через год. Деньги, которые платили за бензин автомобилисты со всей страны.

Александр Холодов, председатель межрегионального общественного движения по защите прав автомобилистов, считает, что вопрос эффективной работы фондов — это вопрос не одного и не двух лет. По его мнению, должно пройти как минимум десять, а то и двадцать лет, прежде чем к этому фонду возникнет доверие, подкрепленное фактами. Должно пройти время, прежде чем появятся новые дороги, построенные с разумными, а не космическими тратами; прежде чем фонд докажет, что это не очередная из временных структур, в изобилии создаваемых властями, а серьезное учреждение. Учреждение, уверенно чувствующее себя на рынке и демонстрирующее стабильные результаты работы.

К сожалению, пока это все лишь мечты.

Эффективная работа фондов, как и любых госзаведений, где оседают гигантские средства, невозможна без отлаженной и четко действующей системы контроля.

Да, президент Медведев поручил правительству создать таковую. Да, возможно, она даже будет создана. Но это опять же вопрос времени. А пока в отсутствие работающей возможности контролировать госзакупки чиновникам ничто не мешает распорядиться деньгами, выделенными на дороги, привычным способом — положить их в свой карман.

Борис Савенков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter