В деле "группы" полковника Владимира Квачкова все выглядит странным — и аресты участников, и судебный процесс, и освобождение. Странности начались с якобы организованного Квачковым теракта. Судите сами.

Покушение на Анатолия Чубайса, в котором обвиняют "группу", произошло 17 марта 2005 года. Сначала прогремел взрыв, затем кортеж главы РАО ЕЭС обстреляли из автоматов. Ни со стороны нападавших, ни со стороны оборонявшихся убитых и раненных не оказалось. Владимир Квачков был арестован уже через несколько часов после покушения... Вышли на него по автомобилю, стоявшему на месте нападения незадолго до проезда кортежа. В доме Квачкова были обнаружены некоторые предметы, которые можно было связать с покушением (впоследствии их связь с делом не подтвердилась). Вскоре были арестованы два других подозреваемых — бывшие десантники Александр Найденов и Роберт Яшин. Таким образом, все трое задержанных оказались профессиональными бойцами — специалистами диверсионных актов. Полковник ГРУ Владимир Квачков вообще легендарная в своем ведомстве личность. За ним числится ряд блестящих боевых операций и теоретических разработок, вошедших в учебники. Между тем военные эксперты, высоко оценивающие Квачкова как профессионала, сходятся в том, что покушение на Чубайса было организованно на редкость бездарно. По их мнению, очевидно, что работали дилетанты. Место для закладки мины было выбрано настолько неудачно, что сразу же возникла версия инсценировки. Кроме того, на месте события остались брошенными коврики для стрелков и окурки. Детали, немыслимые для профессионалов такого класса.

Несмотря на тяжесть предъявленных обвинений, Квачков сделал в тюрьме ряд радикальных заявлений, которые могли еще больше усугубить ситуацию. В нашумевшем интервью газете "Завтра" полковник объявил покушение на Чубайса актом национально- освободительной войны против оккупационной власти. Из сказанных слов следовало, что убийство главы РАО ЕЭС он бы считал не преступлением, а исполнением патриотического долга. В государстве, где терроризм признан главной угрозой, такое заявление могло обойтись очень дорого. Правда, интервью было сделано так ловко, что могло трактоваться по-разному. С одной стороны, Квачков выглядел в нем непримиримым врагом режима, готовым к самым решительным действиям. С другой — никаких признаний в причастности к покушению в ответах полковника не содержалось. Это давало возможность маневрировать. При различных обстоятельствах "группу" Квачкова можно было представлять либо как народных мстителей, либо как мучеников русского национального движения.

Процесс над "группой" проходил за закрытыми дверями и сопровождался несколькими крупными скандалами. Дважды под разными предлогами менялся состав суда присяжных. В одном случае выяснилось, что кое-то из присяжных неправильно указал свои доходы, в другом — обнаружилось, что среди заседателей есть человек, состоящий на учете в наркодиспансере. Во время процесса Владимир Квачков пытался баллотироваться в депутаты Госдумы. При первой попытке он получил второе место, при второй — уже не был зарегистрирован. Драматические события происходили и с семьями подсудимых. Неизвестный автомобиль совершил наезд на жен Яшина и Найденова и скрылся. Женщины остались живы, но после этого инцидента Александр Найденов отказался называть свидетелей, которые могли бы подтвердить его алиби. Все эти происшествия небезосновательно оценивались защитой как действия, сознательно направленные против подсудимых. Однако из-за того, что процесс был закрытым, осталось неизвестным, каким образом были опровергнуты некоторые доводы обвинения. Например, не ясно, зачем все же Роберт Яшин снял под чужим именем квартиру почти напротив дачи Чубайса. Сам Яшин объяснял этот эпизод стремлением собрать бригаду лесорубов, но в контексте данного дела его версия кажется малоубедительной. Возможно, позже он предоставил какие-то другие объяснения, но мы о них ничего не знаем.

Процесс завершился освобождением "группы" из зала суда. Коллегия присяжных решила, что покушение на Анатолия Чубайса действительно имело место, но следствию не удалось доказать причастность к нему Квачкова, Яшина и Найденова. Под стражей оставлен еще на три месяца Иван Миронов — сын бывшего главы Госкомпечати Бориса Миронова, известного своими национал-патриотическими взглядами. Миронов-младший также подозревается в организации покушения на Чубайса, но поскольку он был арестован значительно позже остальных участников группы, на него заведено отдельное уголовное дело. В розыске до сих пор находится сын Владимира Квачкова Александр. Будут ли теперь сняты с него подозрения, покажет время.

Информационное освящение освобождения полковника и его товарищей довольно необычно. Телевидение дает более или менее нейтральные сюжеты, политологи вопреки своей традиции не углубляются в рассуждения на тему "кому это выгодно". А порассуждать бы стоило.

Очень важно четко ответить на вопрос: был ли обстрел кортежа Чубайса инсценировкой или не был. Суд вынес отрицательное решение, но тогда где истинные организаторы покушения? Вердикт присяжных, на самом деле, ничего не объясняет. "Покушение было, но доказательств против обвиняемых недостаточно". Что дальше? Можно стрелять из автоматов и взрывать мину, но при этом не стремиться к убийству. Все эти действия не означают, что нападение не было инсценировкой. Если же покушение было реальным, а "группа" Квачкова к нему не причастна, следует задаться небезинтересным вопросом: кто заказал Чубайса?

Мне представляется, что в первую очередь нужно рассмотреть такой вариант: все произошедшее было организовано некой силой за кремлевскими стенами, которая хотела только припугнуть Анатолия Борисовича. Дело было в начале второго срока и Кремлю было очень важно, чтобы к 2007-08 годам крупнейшие финансовые группировки не находились в оппозиции к режиму. Стрельба по Чубайсу в данном контексте выглядела как предупреждение элитам. Роль "группы" Квачкова в этих событиях так и не выяснена. Возможно, в националистической среде офицеров, враждебно настроенных к режиму, действительно вынашивались какие-то планы, о которых узнали спецслужбы. В результате, полковника и его единомышленников просто подставили. Непосредственного же участия в нападении на кортеж они не принимали. Теперь выход Владимира Квачкова из тюрьмы может восприниматься как тонкий намек либеральному истеблишменту, рассчитывающему на усиление Медведева. Ведь нового президента еще совсем недавно связывали с Волошиным и Чубайсом…

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter