Сопредседатель "Голоса Беслана" Элла Кесаева сообщила Собкор®ru: "В своем заявлении генеральному прокурору мы просим расследовать действия бывшего президента Владимира Путина и допросить его для выяснения обстоятельств отказа от переговоров и применения танков, огнеметов, гранатометов по зданию школы. Также мы просим возбудить уголовное дело в отношении бывшего президента Владимира Путина по ряду статей УК РФ".
Заявители отметили, что причиной их требования стали высказывания Владимира Путина в интервью, опубликованном 31 мая во французской газете Le Mond, где Путин, среди прочего заявил, что действия властей и "силовиков" во время кризиса с заложниками в Беслане были правильными. Этими словами, считают авторы заявления, Путин фактически взял на себя полную ответственность за действия спецподразделений в ходе бесланской трагедии.
"Голос Беслана" обвинил Путина в прямом нарушении двух статей российской Конституции: статьи 2, которая гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и статьи 20, которая гарантирует всем гражданам России права на жизнь. К нарушению последней статьи, считают заявители, привел отказ объединенного штаба по освобождению заложников от переговоров с террористами, который стал сознательным шагом должностных лиц, усугубившем положение заложников.
Также авторы заявления обвинили Путина в том, что он, будучи главнокомандующим Вооруженными силами России, позволил применить оружие неизбирательного действия (танков, огнеметов и гранатометов) для стрельбы по школе №1 в Беслане, а также в противозаконном использовании армии в контртеррористической операции. Более того, они считают, что действия Путина подпадают под статью 33 УК РФ ("организация преступного сообщества для совершения преступления"). "В Беслане 1-3 сентября 2004 года силовые структуры, подчиненные президенту РФ, совершили преступление, отказавшись от переговоров и применив армию, тем самым в совокупности составили преступное сообщество", - сказано в заявлении.
"Согласно статье 5 закона "О борьбе с терроризмом" борьба с террористами осуществляется в целях защиты прежде всего личности, а уже затем - общества и государства", - напомнили авторы заявления в Генпрокуратуру.
Пострадавшие в бесланском теракте требуют привлечь Владимира Путина за нарушения статьи 33 ("Виды соучастников преступления"), части 3 статьи 34 УК РФ ("Ответственность соучастников преступления"), части 2 статьи 108 ("Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление"), части 1 статьи 111 ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью"), части 1 статьи 112 ("Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью"), части 1 статьи 114 ("Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление"), части 1 статьи 115 ("Умышленное причинение легкого вреда здоровью"), пункта "г" части 2 статьи 117 ("Истязание"), части 3 статьи 286 ("Превышение должностных полномочий"), части 2 статьи 293 ("Халатность") и, наконец, части 3 статьи 294 УК РФ ("оспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования") как гаранта прав человека, верховного главнокомандующего Вооруженными силами, руководителя Советом безопасности, руководителя ФСБ, как организатора преступного сообщества, результатом действий ( бездействия) которого стала гибель, ранения людей.
Кроме того бесланцы обвиняют Путина в использовании своего служебного положения и вмешательство в деятельность следователей, в целях воспрепятствованию всестороннему, полному и объективному расследованию всех обстоятельств трагедии, что также подпадает под действие Уголовного кодекса.
Юрист Вадим Прохоров назвал многие из пунктов заявления "достаточно весомыми" с юридической точки зрения.
В свою очередь адвокат Ольга Михайлова сообщила, что власти по прежнему скрывают фигуру того, кто принимал решения и в Беслане, и в "Норд-Осте". Но заявление, считает она, в любом случае должно стать причиной определения ответственного за обе спецоперации.
В интервью Le Monde премьер России Владимир Путин среди прочего сказал: "Можно было бы рассчитывать на более эффективную деятельность наших специальных подразделений. Но то, что мы должны были пресекать попытки дестабилизировать страну - это совершенно очевидно, и любая страна мира, как только она идет на уступки террористам, в конечном счете, несет большие потери, чем те, которые возникают в ходе проведения спецопераций".
Осенью 2002 года в результате теракта в московском театральном центре на Дубровке, где шло представление популярного мюзикла "Норд-Ост", погибли 130 заложников. Во время штурма были уничтожены 40 террористов, освобождены почти 800 заложников. РОО "Норд-Ост", объединившая родственников погибших и пострадавших заложников, добивается справедливого расследования теракта и обстоятельств операции по спасению заложников. Родные погибших утверждают, что большое число жертв обусловлено неграмотными действиями властей и требуют возбудить уголовное дело в отношении руководителей оперативного штаба по спасению заложников.
В сентябре 2004 года террористы захватили в бесланской школе более 1 100 человек - практически всех, кто участвовал в торжественной линейке, посвященной Дню знаний. В результате теракта погиб 331 человек и 172 человека пострадали.
Между тем, согласно российскому законодательству, привлечение к уголовной ответственности бывшего президента возможно только по обвинению в тяжких преступлениях, и правом возбуждения такого дела обладает исключительно начальник Следственного комитета России. Сейчас этот пост занимает Александр Бастыркин.
Отметим, что Конституция Российской Федерации не устанавливает никаких специальных привилегий для лиц, прекративших исполнение обязанностей президента.
Правовые основы гарантий и статусов бывших президентов первоначально были заложены в Указе №1763 "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи", подписанном 31 декабря 1999 года исполняющим обязанности президента Владимиром Путиным. Данный указ был подписан 31 декабря 1999 года, в день отставки президента Бориса Ельцина, и наделял экс-президента полным правовым иммунитетом.
Возможность привлечь бывшего главу государства к ответственности за тяжкие преступления появилась только при принятии новой редакции одноименного указу закона в 2001 году. По ней правом возбудить такое уголовное дело обладал только генеральный прокурор. Позднее это право перешло к главе Следственного комитета.