Зачем мэр Москвы Юрий Лужков продолжает муссировать тему слияния Москвы и Московской области? Недавно он посвятил ей огромную статью в "Известиях". "Представьте, что вместо МКАД вокруг Москвы выросла стена, — обращается к читателям мэр, будто заправский гипнотизер. — Она действительно есть, эта глыба, с точки зрения административной, управленческой она мешает развитию Москвы". И далее в том же духе. Чтобы ответить на вопрос, поставленный вначале, нам самим попутно придется дать ответ на ряд других, в частности, в чем состоит рациональное зерно укрупнения?
Укрупнение укрупнению рознь
В советское время решение управленческих задач сводилось к двум средствам — укрупнение и разукрупнение. Так как ставка делалась не на управленческую науку и управленческие технологии, а на опыт руководителя. Кадров было мало, вот и присоединяли отстающее предприятие к передовому. Потом, когда талантливый руководитель умирал, объединение зачастую разваливалось. Все управление было жестко централизованным, организационные структуры застывшими, методы — командными. С тех пор в этом плане на государственном уровне мало что изменилось.
Все проблемы правящая элита, которая осталась прежней, пытается решить с помощью тех же приемов. Только мотивы изменились. Сейчас делятся не умом и талантом, а деньгами. Например, укрупнения субъектов федерации происходит по принципу присоединения бедных к богатым. При этом богатство регионов не находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителей, а зависит в первую очередь от обладающих ресурсами территорий.
Смысл в таком укрупнении действительно есть — выравнивание норматива бюджетной обеспеченности и условий жизни людей. В случае с Москвой и Московской областью это означает, что все жители подмосковья будут иметь право на получение московских надбавок к пенсиям, на среднюю московскую зарплату, и подмосковные города обретут такой же благоустроенный вид, что и столица. При этом уровень жизни столичных жителей не должен пострадать, власти их также должны умаслить какими-то выгодами. Обычно центр инициирует подобные проекты, заставляя кого-то с кем-то делиться.
А может быть Лужков прав?
В случае Москвы и Московской области Лужков лично продвигает идею объединения. Он имеет репутацию крепкого хозяйственника и благодаря ораторским способностям, боевому характеру и популистским акциям выглядит выигрышнее губернатора Подмосковья Бориса Громова. Так может быть область действительно выиграет от экспансии власти лужковской команды? Для этого надо объективно посмотреть, насколько Лужков грамотно выстроил систему управления в городе, воспитал умелые кадры, и с этой точки зрения оценить перспективы области.
"Бардак", — так одним словом охарактеризовала управленческую ситуацию в Москве кандидат экономических наук Людмила Меликова. Мало того, что лужковская вертикаль власти в виде управ и департаментов полностью лишила местное самоуправление власти, но порядка она не создает. Как специалист в области организационных структур Людмила Дмитриевна отмечает постоянное присутствие в созданных Лужковым органах дублирования функций. Отсюда полная неразбериха. Никто толком ни за что не отвечает и не решает проблем граждан.
Городские ресурсы — земля и недвижимость — не сформированы как объекты управления. Отсутствует межевание земельных участков, а значит не проведена оценка их кадастровой стоимости. В жилых домах не определена доля общедолевой собственности, а это значительная часть имущества: стены, подвалы, лестничные клетки, кровля — и не оформлено ее техническое состояние. Такое "неопределенное" положение представляет собой огромное поле для коррупции, и оно выгодно московским чиновникам. Они распоряжаются всей городской собственностью, как своей. Управы и департаменты, обслуживая интересы бизнеса, даже конкурируют с другом другом, как заправские коммерческие структуры.
Зона отчуждения
В Москве накапливаются неразрешенные проблемы. На генплане практически весь город отмечен как крайне вредная среда обитания. От шума, вибрации, загрязненности воздуха сохнут и погибают деревья. Зелень "съедает" развернутое в Москве гигантское строительство жилых, офисных, торговых зданий. Стройка ведется всюду во дворах, в заповедных лесах, в водоохранных зонах рек. Таких адресов, где нарушается экологическое законодательство, в столице тысячи. Москва, как Чернобыль, превратилась в регион с крайне неблагополучной экологией.
В то же время в Москве при попустительстве властей идет варварское уничтожение исторического и культурного наследия. При том за это никто не несет наказания. За выдачу ордеров строителям на снос памятников, как, например, это было по адресу Кузнецкий мост, 17, не пострадал ни один чиновник. Гуманитарный проект "Москва, которой нет" под своей эгидой выпустил три тома книг где зафиксировано, что только за последние десять лет было уничтожено более 300 памятников истории и архитектуры, и этот процесс продолжается.
Власти не предпринимают необходимых усилий для реализации позитивных программ, предполагающие участие в них жителей. Так, признан "неуспешным" проект по привлечению жителей к сортировке мусора для его последующей переработки. В настоящее время в Москве перерабатывается только 1 процент мусора, тогда как в Европе до 50 процентов. Москва плодит свалки с потрясающей быстротой. Так что власти Подмосковья, на землях которых и размещается это безобразие, были вынуждены поставить заслон этой порочной практики. Но мусорная тема была не главной, сподвигнувшей мэра Москвы инициировать вопрос о передачи области и столицы в одни руки.
Московская авантюра
Строительство коммерческого жилья — основная статья доходов московского чиновничества, и вокруг него разворачиваются все главные страсти. Свободных площадок в городе больше нет, так что элитное строительство можно вести только за счет сноса существующего жилья. Встает вопрос, а куда девать жителей, которые не относятся к разряду обеспеченных? Таким образом и родился "мегапроект", представленный вице-мэром Владимиром Ресиным по расселению москвичей в Подмосковье, а также другие регионы России.
Кроме того, на Москву сваливаются разные "халявные" деньги из федерации в рамках различных социальных программ: "Доступное жилье", "Жилье для молодых" и прочих. Немалые средства на эти цели закладываются и в московском бюджете. Если их все разворовать до единого рубля, то вышестоящее руководство может и "не погладить по головке". Тогда где-то же надо строить социальное жилье? В Москве на него чиновникам жалко тратить землю. Они под видом реконструкции жилья за счет московского бюджета строят элитные высотки. Отказаться от этой практики чиновники не в силах. Выход один — выдвигаться в область.
Столичные градоначальники торопятся. На бюджетные деньги уже приобретены жилые площади и земельные участки в Подмосковье. Но заявление вице-мэра Владимира Ресина о том, что в Москве полно желающих переехать в Подмосковье — полный блеф. Оно не находит своего подтверждения, и нам известны только случаи, когда в принудительном порядке людей пытаются выселить за МКАД. А там молодые люди не могут найти работу, пенсионеры-москвичи теряют все свои столичные преимущества. Так что вопрос общего для Москвы и Московской области статуса встал в полный рост. Это и есть ответ на вопрос, зачем Лужков муссирует тему слияния.
Вы можете оставить свои комментарии здесь