Слова Шаманова означают вот что: делайте, что хотите, а мы скажем, что все в порядке. Федералы в Чечне верны себе: они продают всех, кто их покупает, и рассчитывать на их поддержку оказавшемуся у них на крючке чеченцу – все равно, что договариваться с дьяволом.
Все противники Кадырова делали одну и ту же ошибку: они думали, что Москва им поможет. Первым эту ошибку сделал Мовлади Байсаров, командир отряда, в центральной печати именуемого горделиво "Горец", а в Чечне известного под куда более прозаическим названием "15-й молсовхоз" – гиблое место, заколдованная дорога, на которой люди пропадали без следа и повода. В Чечне было не так уж много таких, как Байсаров. Скрестите чеченца и чекиста, и получившимся гибридом можно по ночам пугать бен Ладена.
В разгар конфликта между силовиками и Кадыровым за власть в Чечне вытесненный из республики Байсаров ходил по Москве и давал интервью, в которых называл премьера Кадырова трусом. Тогдашний президент Алханов обещал ему должность вице-премьера. Расчет был прост: или Кадыров не осмелится убить Байсарова, и тогда он потеряет лицо, или убьет, и тогда можно будет сказать Путину, что Кадыров неуправляем. В Байсарова всадили несколько пуль на Ленинском проспекте, причем в расстреле участвовал тогдаший вице-премьер Адам Демильханов: так сказать, от нашего вице-премьера – вашему вице-премьеру. В Чечне начальство замам работу не перепоручает.
Вторым был сам бывший президент Чечни Алханов. Кстати, когда спустя несколько месяцев его охранника Алихана Муцаева застрелили в Москве, то не только силовики, но и сам Алханов слова не сказали.
Третьим был глава ОРБ-2 Ахмед Хасанбеков. ОРБ-2 в Грозном было не просто место, где людей убивали. Это было место, где людей убивали просто так. Это был маленький чеченский Бухенвальд, методы и цели которого лучше всего характеризует история с предполагаемыми убийцами Ахмат-хаджи Кадырова. Тогда схватили каких-то молодых парней, пытками выбили из них признания. В ОРБ-2 тут же примчался Кадыров. Хасанбеков тут же куда-то делся. К Кадырову вывели "убийц", и те, пряча глаза, начали признаваться. "Что это за место! – воскликул в изумлении Кадыров. – Меня, кровника, они не боятся! Они ОРБ-2 боятся!" "Кровников" Кадыров забрал с собой и отпустил.
Батальон спецназа ГРУ "Восток", который формально подчинялся Минобороны, а исторически происходил от бывшего отряда бывшего полевого командира Сулима Ямадаева, был, пожалуй, самым серьезным противником Кадырова. Ямадаев – не назначенец, не отморозок, не человек, привезенный в обозе федералами. Это один из самых видных полевых командиров, который первым стал искать контактов с федералами после собственного конфликта с ваххабитами, конфликта, по сути переросшего сначала в гражданскую, а потом – во вторую чеченскую войну.
И обкладывал Кадыров Ямадаевых стратегически. Во-первых, свою резиденцию построил в Гудермесе, и Ямадаевы превратились постепенно из хозяев Гудермеса в обитателей какого-то отгороженного шлагбаумами укрепрайона. Во-вторых, Кадыров выжил из чеченской «Единой России» Франца Клинцевича, верного союзника Ямадаевых, что позволило потом выжить из Думы Руслана Ямадаева, брата Сулима.
И, на минуточку, – Кадыров отстроил Чечню. То есть он стал хозяином Чечни, а Ямадаев так и остался полевым командиром.
У Кадырова была и прежде масса поводов начать атаку на "Восток". Например, учиненная ямадаевцами этническая зачистка в Бороздиновской, или прошлогодняя история в Санкт-Петербурге, когда Ямадаев ввязался в драку за мясокомбинат "Самсон". Но тогда расстановка сил не была завершена. Кадыров начал игру только тогда, когда у противника на поле не осталось фигур. Он эту партию сыграл не по-чеченски, а по-китайски. Чеченским был только повод – стрельба на дороге. А все остальное было вполне в духе Сунь-цзы: сначала надо разбить замыслы противника, потом его союзы, и только потом наносить удар.
Почти одновременно с разборкой между Кадыровым и Ямадаевым стало известно еще об одной истории: о похищении в Москве в конце января члена "лазанской" преступной группировки Мовлади Атлангериева, которого есть все основания подозревать в сотрудничестве с ФСБ и в близком знакомстве с людьми, организовавшими убийство Анны Политковской. Если Атлангериев находится в Чечне, то, несомненно, мы рано или поздно услышим от него показания о том, что Политковскую заказал Березовский. Чечня – это вам не Скотленд-Ярд, там правила игры знают.
Проблема в том, что Атлангериев даст также и настоящие показания. И вот за эти показания Кадыров сможет потребовать у наших силовиков не то что батальон "Восток", а и половину Ставрополья.
Оригинал статьи опубликован на сайте www.gazeta.ru