Тезис главы Роскультуры Михаила Швыдкого о том, что художников поддерживают только тоталитарные режимы, был не случайно обронен. Этот камень, брошенный в сторону советской системы, на самом деле попал в основание новой власти. Сегодня из шести тысяч членов Московского союза художников более трети не имеют заказов, а также возможности продолжать свою деятельность. И это при том, что общественные организации творческих работников последовательно лишают всей принадлежащей им собственности. Последним из череды скандалов стал захват Московского дома скульпторов.

Бедность как приговор

Двухэтажный особняк князей Вяземских обрел вторую жизнь в 1974 году. Дом, который в советское время эксплуатировался как коммунальная квартира и подлежащий сносу, согласно постановлению правительства был включен в перечень памятников культуры, охраняемых государством. Такому повороту событий он обязан группе скульпторов: народному художнику СССР академику Ю.Ю. Орехову, народному художнику СССР, член-корреспонденту Академии художеств В.Х. Думанян, народному художнику СССР, академику Ю.Л.Чернову, народному художнику СССР академику В.Е.Цигаль, народному художнику СССР И.А.Попову, которым стоило немалых хлопот добиться этого решения.

Так появился Дом скульптора, на основании охранно-арендного договора особняк на 49 лет передан в пользование Московскому союзу художников. В ходе реставрации этого здания была проведена большая культурно-историческая работа. На его восстановление, длившееся в общей сложности десять лет, государство не потратило ни копейки. Все деньги, порядка 500 тысяч советских рублей, вложила общественная организация творческих работников. Кроме того, свой личный вклад в создание Дома внесли практически все московские скульпторы своим участием в многочисленных субботниках.

Надо сказать, различные творческие Союзы в советское время были богатейшими и экономически независимыми организациями. Они существовали на членские взносы, а также на нормативные социальные отчисления, которые заказчики обязаны были перечислять от суммы заказа. На средства общественных организаций строилось жилье, содержались социальные объекты: детские сады, санатории, мастерские, дома творчества и другие. После 1991 года часть общественной собственности Союзов, оставшаяся за пределами России, была утеряна фактически безвозвратно, а за российскую часть интеллигенции приходится постоянно воевать.

Формально государство за людей искусства. До сих пор действует вышедший в 1993 году указ президента "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". В нем говорится об оказании Государственным комитетом по управлению государственным имуществом содействия в оформлении прав собственности творческих союзов на объекты недвижимого имущества, находящегося на балансе творческих союзов и их отделений на местах, а также содействия в передачи в бессрочное и безвозмездное пользование творческим союзам и их отделениям на местах занимаемых ими зданий, находящихся в федеральной собственности.

И поначалу все это было даже не на словах. В 1996 году после обращения скульпторов к московскому правительству Дом был передан на баланс региональной общественной организации "Объединение московских скульпторов" по охранному обязательству на 29 лет. Однако в 2006 году при подготовке закона, разрешающего продажу в частные руки памятников истории и культуры, начался пересмотр перечней памятников на предмет их подчиненности. Если раньше власти от них пытались избавиться, то теперь каждый начал тянуть в свою сторону. И неожиданно Дом скульпторов попал в список Росимущества. По утверждению пресс-секретаря Московского союза художников Натальи Дубровиной, произошло это с подачи Михаила Швыдкого, давшего заключение о том, что Дом скульптора пустует. И 10 декабря 2007 года по распоряжению правительства РФ он был передан в безвозмездное пользование Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

Творческий подход

Очевидно, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ Михаил Швыдкой, лично знакомый со многими скульпторами и прекрасно знающий состояние дел с Домом скульптора, действовал преднамеренно и в своих личных интересах. Так считают многие. Дело в том, что летом прошлого года он был избран сопредседателем Фонда, заселенного в Дом скульптора. Как нам сообщили в департаменте по гуманитарному сотрудничеству исполнительного комитета стран Содружества, министр образования и науки Казахстана Жансеит Туймебаев, избранный председателем, скоро покинет свой пост. По нашим сведениям покидает свой пост и Михаил Швыдкой, поскольку для своих сотрудников он уже устроил "отходную".

Таким образом, Фонд для этих чиновников является "запасным" аэродромом, и этим объясняется спешность в его подготовке. Захват первого этажа Дома скульпторов с помощью сотрудников частного охранного предприятия произошел 26 декабря 2007 года, а на 27 были назначены переговоры. Как утверждают сами скульпторы, представители Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ по телефону угрожали занять все помещения и выбросить с работы художников. Это могли сделать только представители силовых органов, потому что, по словам советника исполнительного комитета стран СНГ Тамары Залеской, у Фонда еще нет сотрудников — решение об исполнительных органах еще не состоялось. По этой причине люди, занявшие первый этаж Дома скульпторов, не пожелали побеседовать с корреспондентом Каспаров.Ru.

То, что власть использует такие бандитские методы, уже не вызывает удивления. Захват, безусловно, был инициирован высокопоставленными особами. И это, возможно, не только "милейший и добрейший" Михаил Ефимович, который предлагает скульпторам "договариваться", а кто-то еще рангом повыше. Фонд действует не сам по себе, а в рамках Совета по гуманитарному сотрудничеству. Возглавляет его небезызвестный помощник президента Российской Федерации Джахан Поллыева, являющаяся также специальным представителем по вопросам гуманитарного сотрудничества СНГ в ЮНЕСКО. Эта дама, старожил президентской администрации, развила бурную деятельность за пределами Кремля, которая очевидно также связана с поисками нового поприща приложения своих сил.

Шерше ля фам

Джахан Поллыева выступила вдохновительницей нескольких общественных акций. В частности, в ноябре в столице Республики Казахстан Астане прошел II Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ. Приписываемый спичрайтеру президента креатив совершенно не сказался на стилистике мероприятия. Об этом свидетельствует резолюция форума, составленная из традиционного набора слов: "просить глав государств", "расширить", "всемерно способствовать", "оказывать содействие", "усилить внимание", "рекомендовать"; а также информационное издание Совета по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ, журнал "Форум плюс", где участники форума дали развернутые интервью. Оказывается, творческую и научную интеллигенцию представляли в первую очередь сами чиновники: тот же Михаил Швыдкой, сама Джахан Поллыева — независимым в этой компании оказался только Зураб Церетели.

В отличие от прошлых времен новизна заключается в том, что раньше подобные мероприятия проводились, что называется, для "галочки", а сейчас — с целью отъема денег. В старых формах родилось новое явление. Если в советское время коммунистическая партия очень даже нуждалась в интеллигенции, хотя и всячески ее строила и цензурировала как могла, то в настоящее время бюрократия, став господствующим классом, не нуждается ни в каких творческих кругах. Чиновники сами себя считает достаточно талантливыми, чтобы творить культуру. Швыдкой не сходит с телевизионного экрана, Матвиенко пишет картины, которые продаются за бешеные деньги, Владислав Сурков и Джахан Поллыева, пишут тексты для песен. Вот, например, один из ее шедевров, исполненных на "Фабрике звезд":

Рядом спит молодая

жена, ты закончил

сезон охотничий.

Та, что долго ждала

меня, навсегда

пропустила очередь.

Возможно, кому-то и режет слух в поэтическом опусе казенное слово "очередь", но о вкусах теперь не спорят, их просто навязывают с помощью ТВ. Те, кто называет себя политической элитой, а это довольно узкая группа лиц, связанная между собой давним знакомством (так Джахан Поллыева познакомилась с Дмитрием Медведев еще 1987 году, когда писался закон о молодежной политике), на этот счет похоже комплексов на имеет. Тоталитарный режим нынешней власти, использующий в качестве оружия идеологию дурного вкуса, на дух не переносит представителей других взглядов и другого мнения. Так что председатель Московского союза художников Иван Казанский, назвавший захват Дома скульпторов делом политическим, сто раз прав.

Ирина Миролюбова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter