По неписанному закону новогодние телепрограммы принято ругать. Среди критиков считается хорошим тоном лишний раз пнуть многострадальный "Голубой огонек" или какие-нибудь "Рождественские встречи". Критики обычно в этом случае говорят, что "нынешние новогодние телепередачи оказались на порядок хуже прошлогодних". Если следовать этой логике, то качество праздничных программ давным-давно должно было уйти в глубокий минус.

Мне бы хотелось сегодня отступить от этой традиции. На фоне общей безрадостной картины новогодние передачи, представленные основными федеральными каналами, смотрелись очень даже достойно. Тот же злополучный "Огонек" ("Россия") оказался, на мой взгляд, вполне качественным телевизионным продуктом.

Много критических и даже возмущенных отзывов вызвало шоу "Пожар в джунглях" (НТВ). Рискну взять под защиту и эту, конечно, весьма неоднозначную программу. В ее пользу хотелось бы привести только один довод. Если общество испытывает потребность в красочном эротическом зрелище – а оно, несомненно, испытывает такую потребность – то неутомимые труженики на ниве шоу-бизнеса должны ему такое зрелище предоставить. Только должно быть это зрелище очень добротным и не преступающим грань дозволенного законом. Желательно также, чтобы оно не скатывалось в откровенную пошлость. Правда, в наше время это уже будет непозволительной роскошью. Тем не менее, берусь утверждать, что "тропический бал на НТВ" оказался не только профессиональным и качественным, но и в целом не пошлым. Отрадно, что телекомпания, известная сегодня, в основном, благодаря своим прошлым заслугам, продемонстрировала высокий класс телевизионного мастерства.

Неожиданно порадовала и компания ТВ-Центр. Точнее, порадовал показанный в эфире этой компании документальный сериал под названием "Обыкновенное чудо: телевидение в лицах". Фильм был посвящен первым шагам независимого телевещания в новой постперестроечной России. Работа над лентой подобной тематики в наши дни уже сама по себе требует немалого гражданского мужества. Поскольку авторам неизбежно придется рассказывать о тех деятелях отечественного телевидения, кто сегодня занесен в "черные списки" и фактически отлучен от большого экрана.

Надо отдать должное создателям – они не пошли по пути стыдливого умолчания и показали, если не всех, то почти всех тех, кто пятнадцать лет назад рискнул встать на защиту свободы слова в российском эфире. В кадре можно было увидеть Евгения Киселева, Светлану Сорокину, Виктора Шендеровича и других их соратников. Таким образом, зрители смогли получить хотя бы самое общее представление о той непростой эпохе.

Правда, скорее всего, зрителей этих было не очень много. Фильм выходил в эфир в течение нескольких дней в начале шестого утра. Это, кстати, тоже символично. Такова данность российского телевидения начала двадцать первого века.

Безусловной "белой вороной" в сегодняшнем федеральном эфире смотрелась программа Михаила Жванецкого "Дежурный по стране" ("Россия"). Эту передачу неизменно ждешь с нетерпением, опасаясь того, что очередного выпуска по ряду причин может и не быть.

На этот раз опасения, к счастью, не оправдались. Программа оказалась, как обычно, зубастой и острой. Настолько острой, что сейчас, после обнародования известных фактов уголовного преследования владимирских телевизионщиков за, якобы, имевшее место "оскорбление власти" в эфире, опасаешься даже цитировать высказывания Михаила Михайловича. Воспаленное воображение хранителей державных устоев вполне может подогнать какие-то из них под статью.

Но не могу удержаться и не вспомнить, как метко сравнил Жванецкий "поступательное движение России вперед" с артистическим шагом Славы Полунина. Артист в одном из своих выступлений делал вид на сцене, будто идет вперед. На самом деле он не только оставался на месте, но и перемещался в обратном направлении, то есть назад.

К приятным сюрпризам первой новогодней недели мне хотелось бы отнести и качественный кинопоказ. От души рекомендовал бы всем еще раз пересмотреть фильм Чарльза Чаплина "Великий диктатор", показанный каналом "Культура". Должен напомнить, что в СССР фильм был фактически запрещен. Власти опасались возможных сравнений сатирически изображенного Чаплином фашистского режима с окружающей советских людей действительностью.

Сегодня прекрасно понимаешь, что у них были все основания для страхов. Эти темы остаются актуальными и поныне. Достаточно услышать, как истерично выкрикивает диктатор Хинкель (Адольф Гитлер) основные тезисы своей чудовищной программы: "свобода слова недопустима", "демократия и либерализм отвратительны", "во всем виноваты подлые двуличные демократы".

Право, кажется, что эти фразы дословно списаны с лозунгов некоторых популярных российских общественных деятелей и политиков, находящихся сегодня на самой вершине власти. Так, кажется мне, что примерно похожие взгляды высказывает еженедельно в программе "Особое мнение" ("Эхо Москвы" и RTVI) писатель Александр Проханов.

Любопытно, что в те же дни на канале "Столица" была показана известная трилогия Вениамина Дормана о приключениях резидента Михаила Тульева в исполнении Георгия Жженова. Зрителям больше известен первый фильм серии под названием "Ошибка резидента". Мне же показалась более характерной и символичной заключительная часть трилогии о резиденте. В финале картины руководители Комитета государственной безопасности знакомят журналистов с совершенно секретными документами, добытыми отважным разведчиком. Перед нами возникают невнятные тексты и столбцы цифр, проиллюстрированные зловещими кадрами ядерных бомбардировок. Из закадрового текста можно сделать вывод, что в середине восьмидесятых годов прошлого века Запад планировал со дня на день напасть на нашу страну, и лишь бдительность чекистов предотвратила глобальную катастрофу.

Двадцать лет назад такая фальшивка воспринималась большинством зрителей за чистую монету. Сегодня подобные фильмы вполне могут служить предостережением для подлинных борцов за мир и правозащитников. Они напоминают, какую опасность представляют для планеты провокаторы и "ястребы".

К сожалению, перечисленные выше программы и фильмы оказались, скорее, исключением, чем правилом. "Ястребы" сегодня вновь заметно активизировали свою деятельность. Федеральное телевидение услужливо предоставляет им эфир для пропаганды своих взглядов.

Наглядно это проявилось, например, в программе "Национальный интерес" ("Россия"). Гости передачи обсуждали возможные последствия признания Западом независимости сербского края Косово. Правда, выводы при этом они сделали неожиданные. Политолог Наталья Нарочницая заявила, что Россия "должна проводить серьезную имперскую политику", прежде всего для того, чтобы обезопасить себя от раскинутых вокруг нас "оранжевых сетей".

Экс-депутат, а ныне представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин повторил известное патриотическое заклинание о том, что у России только три союзника – армия, флот и ракетные войска стратегического назначения. Таким образом, Дмитрий Олегович от себя добавил к известному высказыванию императора Александра Третьего об армии и флоте "ядерную дубинку", которую при всем желании миролюбивой назвать трудно. После чего философское изречение русского царя приобрело вполне конкретный и зловещий смысл.

Остается добавить только, что иных точек зрения в эфире не прозвучало. "Ястребам" достойно оппонировала юная поросль из движений "Наши" и "Молодая гвардия". Рвущиеся в бой "орлята" намеренно заостряли и подчеркивали наиболее агрессивные тезисы, высказанные "отцами".

Судя по всему, Михаил Жванецкий опять оказался прав. Впереди нас ожидает дальнейшее похолодание. Хорошо, если оно окажется "легким".

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter