Снижение мировых цен на нефть и кризис американского ипотечного рынка вызвали в экспертном сообществе новый виток дискуссий о возможном дефолте в России.

Разброс мнений аналитиков таков, что трудно однозначно принять какую-либо из точек зрения. Одни угрожают, что дефолта теперь-то уж точно не избежать. Другие радуют, что никакие колебания на мировых нефтяных или фондовых рынках не способны разрушить нашу растущую экономику. Посередине те, кто отделяет дефолт государственный от дефолта личного, дефолт в условиях экономического спада от дефолта при наличии профицита бюджета.

Следуя старой заповеди – "надейся на лучшее, рассчитывай на худшее", будем исходить из того, что дефолт возможен, и попробуем понять, чем это может грозить России и россиянам?

Прежде всего, стоит отметить, что многие страны так называемого развитого Запада проходили через подобные экономические кризисы и не один раз. Однако, несмотря на разрушительную в целом силу такого рода экономических потрясений, они не имели столь глубоких последствий для населения и для экономики, как это случилось, например, в России августа 1998 года. Да и реабилитационные периоды занимали значительно менее продолжительные отрезки времени.

Причина столь относительно быстрого "оживания" и народов, и государств после общегосударственных кризисов предельно проста. Децентрализация экономики и деконцентрация власти. В странах, где наряду с мощным государственным влиянием существуют и развиваются самостоятельные регионы и муниципалитеты, где любые формы бизнеса (и в особенности малого и среднего) на территории государства поощряются, взращиваются и защищаются всеми властными институтами, по сути, создаются три мощнейшие резервные системы:

  • Система независимого и свободного крупного бизнеса, ресурсы которого при правильно выстроенной государственной политике могут быть с успехом задействованы центральной властью в период кризисов экономики в масштабах государства.

  • Система развитого, широко распространенного и легального малого и среднего бизнеса, являющегося финансовой опорой для региональных и местных властей, а также гарантией занятости значительной части населения даже в случае остановки тех или иных крупных предприятий.

  • Система самостоятельных и самодостаточных регионов и муниципалитетов, имеющих собственные доходные источники, которые в минимальной степени зависят от доходных источников Центра и опираются, прежде всего, на местные производительные силы.

Наличие этих трех резервных систем как раз и позволяет, во-первых, сгладить пиковые показатели любого дефолта, а во-вторых, выйти из него с минимальным ущербом как для политической и социальной стабильности в обществе, так и для кармана конкретного гражданина.

Если посмотреть на ту группу стран, о которой уже шла речь выше, можно убедиться в наличии всех трех упомянутых резервных систем. О крупном западном бизнесе долго говорить не нужно – фамилии многих национальных капиталистических "акул" двух прошлых столетий сегодня превратились в известные бизнес-брэнды, а владельцы нынешних крупных и крупнейших западных корпораций часто критикуются за чрезмерное вмешательство в дела государства (заметим – не наоборот!).

Доля малого и среднего бизнеса в этих странах составляет от 50-70 процентов в общем объеме пресловутого ВВП и обеспечивает занятость для 40-60 процентов населения. Государство всемерно содействует развитию и защите этого сектора экономики, в том числе, и от посягательств крупных компаний.

Региональные и муниципальные власти (и прежде достаточно самостоятельные) последовательно и целенаправленно укрепляются и развиваются государством. Даже если не упоминать американский федерализм с губернаторским правом право помилования (!!!) осужденного на смертную казнь преступника, можно говорить о поступательном развитии регионального и местного самоуправления в подавляющем большинстве развитых западных государств. Во всяком случае, в Европе этот процесс осмысленно запущен в середине 70-х годов ХХ века и сейчас продолжает набирать силу.
Что же с учетом вышесказанного мы можем сегодня увидеть в России? Увы, ничего обнадеживающего.

Крупный частный бизнес подмят государством, в стране все шире разворачивается процесс теневой национализации ведущих бизнес-корпораций. Печально, что этот процесс одобряется населением, ошибочно полагающим, что отобранные у частников государством богатства золотым дождем польются в карманы простых граждан.

Доля малого и среднего бизнеса во внутреннем валовом продукте по самым оптимистичным оценкам статистиков составляет чуть более 12 процентов. Этот сектор экономики задушен бюрократической волокитой, высокими процентными ставками, "наездами" бандитов, вымогательством контролирующих и правоохранительных структур, недобросовестной конкуренцией "больших братьев" по бизнесу. Вот почему он, если не погибает в неравных битвах, уходит во все более глубокую тень. И, естественно, большая часть трудоспособного населения оказывается крайне зависимой от государственного сектора экономики, включая бывший частный крупный бизнес.

Региональная власть с началом процесса "назначения" губернаторов путем выбора безальтернативных кандидатов давно перестала мыслить себя самостоятельной частью федеративного государства. Финансовая зависимость регионов от центра растет в угрожающей прогрессии. Федеральный центр продолжает и последовательные попытки по замене выборов мэров городов и районов какой-либо процедурой, позволяющей проводить на эти посты "удобных" кандидатов. Пока эти попытки серьезным успехом не увенчались, но изрядно дестабилизировали ситуацию уже тем, что привели к серии уголовных дел против ряда глав крупнейших российских городов. Не менее печально, что и здесь населеннее, скорее, приветствует действия государства, чем осуждает их.

Одновременно федералы не устают централизовать бюджетные финансовые потоки, что значительно ослабляет совокупный ресурс муниципальных образований.

Теперь представим себе, что в описанных выше обстоятельствах в России, не дай Бог, случается дефолт. Другими словами, государство на определенный период времени по тем или иным причинам оказывается не в состоянии выполнить своих обязательств перед гражданами. А внутри страны нет ни одного запасного парашюта, который смог бы снизить и скорость падения, и силу последующего удара о землю. Угадайте с трех раз – кто же окажется крайним в этой ситуации? Уж, наверное, не федеральное собрание, не президент и не правительство. И не воротилы окологосударственного бизнеса. Эти-то сумеют вовремя сориентироваться и упасть на заранее подготовленное мягкое и безопасное место.

А крайними окажемся опять мы с вами, уважаемые граждане России. И надежд у нас на счастливое спасение практически не будет.

Виталий Алексеев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter