Правительство, назначенное Москвой, в быстром темпе восстанавливает разрушенную войной кавказскую республику. При этом президент Рамзан Кадыров создает полицейское государство с причудливым культом личности и собирает вокруг себя бывших боевиков, которые противостоят влиянию Кремля, пишет немецкая газета "Der Spiegel" (полный текст на сайте InoPressa.ru).

Чечня оказалась в руках сепаратистов и исламских экстремистов. Сейчас жители некогда самого прекрасного на Северном Кавказе города Грозного подновляют и штукатурят здания, пострадавшие во время боев. Уровень безработицы, говорят в администрации Грозного, составляет 76 процентов.

Несмотря на это, в Грозном все отзываются о Рамзане Кадырове как о "молодом, энергичном президенте", а государственные телеканалы и радиостанции республики поют ему дифирамбы 24 часа в сутки, пишет газета.

Кадыров, возведенный в апреле на пост президента республики не без поддержки Владимира Путина, является главным строительным подрядчиком города. Он неутомимо закачивает государственные деньги в его восстановление. В этом году на ликвидацию последствий войны российское правительство выделило Чечне 200 миллионов евро. Остальные средства поступают из Фонда Ахмада Кадырова. Малопрозрачная благотворительная организация, названная в честь убитого в мае 2004 года при теракте отца нынешнего президента, собирает пожертвования сомнительных бизнесменов и, как утверждают некоторые, вымогает "пожертвования" у рабочих.

Рамзан Кадыров, подобно королю в гетто, вызывает у своих земляков равным образом и преклонение, и страх, пишет "Der Spiegel". Только тихо и в очень узком кругу чеченцы, даже сотрудники его администрации, отваживаются на критические замечания в адрес провинциального диктатора и культа личности отца и сына.

В течение нескольких лет 19 тысяч кадыровцев, объединенных в вооруженные отряды, похищали, пытали и убивали своих земляков без числа. Как признался в 2005 году тогдашний вице-премьер Кадыров, его "хобби" - это "убивать шайтанов" - под этим словом он подразумевал исламских подпольщиков, которые боролись за независимость своей республики. По оценкам правозащитной организации "Мемориал", с 1999 года "исчезло" около 3500 жителей Чечни, к чему причастны не только федеральные силы, но и кадыровцы.

Своей мальчишеской улыбкой Рамзан Кадыров пытается скрыть, что чеченским президентом быть опасно, пишет немецкое издание. С 1996 года четверо из пяти руководителей республики умерли не своей смертью. Единственным, кто покинул этот пост живым, был предшественник Кадырова Алу Алханов, которого Кадыров вынудил уйти в отставку.

Наиболее стойкие противники Кадырова сплотились вокруг полевого командира Доку Умарова, который тоже провозгласил себя президентом Чечни. Умаров объявил джихад "российским оккупантам" и местным "предателям". По российским оценкам, его отряд все еще насчитывает от 300 до 800 человек. Многим из них чуть за двадцать.

Старые ичкерийские кадры, которые при Кадырове выдвинулись на ключевые позиции, образуют основу его системы правления. Глава парламента Дукваха Абдурахманов, например, в 1994 году стоял во главе вооруженной группировки, оказывавшей сопротивление российским агрессорам. Артур Ахмадов, руководитель грозненского ОМОНа, был главой личной охраны убитого в 2005 году президента мятежников Аслана Масхадова

Руководство в Грозном уже требует от России вывода "лишних войск". Кроме того, Кадыров хочет воспрепятствовать призыву чеченцев в российскую армию. Он настаивает на выводе из республики управления российского МВД, которое преследует чеченских бойцов.

В здании в центре Грозного, торжественно открытом несколько недель назад, где работают сотрудники местного управления ФСБ, говорят, что еще могут анализировать положение в Чечне, но влиять на него - уже нет. "Мы передали власть бандиту", - сказал изданию один полковник.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter