28 января 2020, на фоне появления странных милитаристских толкований на фильм по Киру Булычеву, я опубликовал эссе: "По мере приближения детской "Гостьи из будущего" - растет недетский нервный диссонанс".

"Тривиальная идея, что во вменяемом обществе не люди строятся под технические потребности цивилизации, а цивилизация под желания людей - как-то не возникает у авторов разбора. Если бы такая идея возникла - то автору не понадобилась бы модель атомной войны для объяснения, почему подростки в мире 2084 года отлично развиты умственно и физически. Было бы понятно: это потому, что людям хочется быть умными, эрудированными, волевыми, быстрыми, сильными, здоровыми и гармоничными, в общем. И эти люди хотят того же для своих детей, для школьников. Отсюда и методы развития. Если уж фантазировать всерьез, то еще и методы генной инженерии (той самой репродуктивной евгеники, которую так ненавидят деятели культуры и прочие кабинетные гуманисты).
Ну, ладно, а почему вдруг вообще кто-то занялся взрослым анти-утопическим толкованием детского фильма? Есть мнение: это потому, что 2084 год уже не выглядит абстрактным далеким будущим. Каким видится прогнозируемый мир 2084-го сейчас, из 2020-го - по сравнению с "Гостьей из будущего"? Ответить можно в двух словах: ПОЛНЫЙ ОТСТОЙ".

Теперь текущее событие кино-мира.

"Сто лет тому вперед" (Россия, 2023) Описание прокатчика:

Они живут в разных мирах. Коля Герасимов - в сегодняшней Москве, Алиса Селезнева — на сто лет позже. Коля любит видеоигры, пишет рэп и тусуется с друзьями. Он совсем не думает о будущем. Алиса знает все об инопланетной фауне, боевых искусствах и истории галактики. Ее не отпускает прошлое: в далекой битве между землянами и космическими пиратами погибла мама. Однажды зло, потерпевшее поражение, захочет вернуться, и все миры перемешаются. Коля и Алиса встретятся, и от этой встречи будет зависеть судьба нашей Вселенной.
(Информация предоставлена компанией "Централ Партнершип")


Дело не в том, что очередной раз после хорошего актуального старого фильма сделан заведомо нелепый ремейк. Дело в идее конкретно этой нелепости. Дело в той догме, на которой основана идея фильма. Кино – это всегда в какой-то мере политика, и "Сто лет тому вперед" 2023-го тоже, как видно даже из краткого описания. Поясним о чем речь.

Если политика основана на догме, что главное - это…
…контроль, то в стране не останется ничего, кроме контроля. В таком направлении последнее время двигался Китай.
…экология, то в стране не останется ничего, кроме экологии. В таком направлении последнее время двигалась Западная Европа.
…религия, то в стране не останется ничего, кроме религии. В таком направлении последнее время двигался Иран.
…деньги, то в стране не останется ничего, кроме денег. В таком направлении последнее время двигалась Америка.
…война, то в стране не останется ничего, кроме войны. В таком направлении последнее время двигалась Россия.

Разумеется, на практике дело не доходит до такого идеального предела, а разбивается о более близкий практический предел прочности быта людей и хозяйства общества. Тогда становится не до идеалов-догм, и стартует фаза аварийного постдогматического ремонта.
Но потом (через 20 или 50 лет) "рождается повесточка" и ситуация повторяется.

Подобный идиотизм в мире будет продолжаться, пока, после проб какого-то количества догматических писаных торб, не выкристаллизуется раз и навсегда тривиальный вывод, что

главное - это…
…благополучие людей. Все прочее – может существовать, лишь если служит этой цели, и лишь постольку, поскольку служит ей.

А создаваемые сегодня книги и фильмы о предполагаемом будущем (в той или иной мере фантастическом или реалистичном) – как раз показывают, на какой дистанции мы сейчас от этого вывода (тривиального, как отмечено выше).

…Такие дела…

Александр Розов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены